В Омске разработали зубчатое дорожное полотно

Группа молодых омских энтузиастов разработала оригинальное дорожное полотно, не требующее гравия, асфальта и способное служить два десятка лет. Его можно укладывать в тайге, болоте и пустыне без всяких "подушек", прямо в грязь и песок. Изобретением уже заинтересовались за рубежом, но инноваторы принципиально хотят внедрить его на родине.

Полотно дороги выглядит весьма необычно: оно не плоское, а зубчатое. Проще говоря, его сечение состоит из соединенных друг с другом треугольников, которые укладываются на ребро. Сверху получается ровная бетонная поверхность, а снизу "забор". При нагрузке зубья впиваются в землю. Авторы уверяют, что такую дорогу можно проложить не только в городе, но и в непроходимой тайге, причем прослужит она в пять-семь раз дольше обычной. Неудивительно, что к ней сразу приклеилось название "вечная".

Оригинальная идея в голове основателя проекта Александра Антонова родилась совершенно неожиданно и, как это часто бывает, не от хорошей жизни.

- Отработав инженером на промышленных объектах Амурский области, в тайге под Ханты-Мансийском, я с семьей переехал в Омск. Поселились мы в частном секторе, посреди непролазной грязи, - вспоминает Александр. - Особенно от этого страдала дочь. И я задумался, как решить проблему. Вдруг вспомнил про треугольник, вернее, про треугольный параллелепипед. Сломать такую фигуру очень сложно: чем выше давление сверху, тем сильнее она уплотняется в почву. Не откладывая в долгий ящик, из подручных материалов собрал мостик, уложил его прямо в грязь, и мы сразу забыли о слезах, мокрых ногах и вечно запачканной обуви.

Впрочем, мысли изобретателя уже неслись дальше, ведь в грязи утопает не одна улица. Вскоре появились единомышленники - инженеры-автодорожники, которые помогли усовершенствовать конструкцию. Инноваторы получили патент на изобретение и cмонтировали небольшой экспериментальный участок, который еще раз подтвердил, что они находятся на верном пути.

- Теперь треугольные пазлы полотна, выполненные из бетона, соединены между собой специальными замками. Треугольная форма сечения способствует тому, что нагрузка действует не точечно, в одном месте, а распределяется по всей поверхности равномерно, и это одно из условий долголетия дороги, - поясняет руководитель проекта Дмитрий Волков. - Она не требует грунтовой отсыпки. Ее можно укладывать прямо на песок, траву, глину, лед, любую другую поверхность. При этом талая вода будет уходить через естественные каналы, оставляя полотно сухим.

Изобретатели посчитали, что по долговечности пазлы превосходят традиционные плиты, которые сейчас используют в дорожном строительстве. Пользу изобретения подтвердили ученые Сибирской автодорожной академии. Они исследовали "вечное" покрытие на различных типах почвы и оказалось, что, в отличие от обычного, оно не ломается из-за колебаний грунта.

"Сборно-разборное дорожное покрытие (СРДП), представляющее собой гибкую цементно-бетонную плиту, имеет ряд преимуществ перед монолитными плитами, - говорится в пояснительной записке профессора СибАДИ Александра Смирнова. - Это способность компактно складываться в рулон при сборке-разборке и использоваться многократно. СРДП могут быть применены в условиях "слабых грунтов" и вечной мерзлоты, там, где без проездов не обойтись, но их строительство чрезвычайно дорого. Например, в районах добычи полезных ископаемых, лесозаготовок".

Предприятия, специализирующиеся на изготовлении железобетонных конструкций, в Омске есть, но для того, чтобы воплотить проект в жизнь, изобретателям необходимо провести полноценный эксперимент, построив хотя бы километр необычной дороги. А для этого нужны деньги, и вот уже третий год омичи в поиске инвестора совершают круги по кабинетам, ведут бесконечную переписку, а толку - ноль.

- В региональном министерстве строительства и ЖКК нам посоветовали: "Вы стройте дорогу на свои деньги. Мы просмотрим, и, если все получится, то их вам потом вернем, - делится впечатлениями один из авторов проекта Антон Ковалев. - Да мы бы давно и сами так поступили, была бы возможность. Но, к сожалению, мы не золотоискатели, а обыкновенные инженеры, которые имеют семьи и живут на съемных квартирах. Даже патент пришлось оформлять совместно с ОмГТУ, поскольку собственных средств на это не было. Так что без поддержки нам никак не обойтись.

Кстати, в национальной стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года (и дальнейшую перспективу до 2030-го) рекомендовано делать акцент именно на цементобетонные дороги, срок службы которых может достигать пятидесяти лет и более. Тем не менее омские изобретатели топчутся на месте.

Претворить новые дорожные проекты в жизнь сложно не только молодым, не имеющим гроша за душой инноваторам, но и крупным компаниям. Например, омская генерирующая компания уже три десятка лет пытается внедрить технологии дорожного и ландшафтного строительства с использованием золошлаков, которых в регионе скопилось более семидесяти миллионов тонн. Ученые разработали и опробовали десятки способов их использования в строительстве дорог, насыпей, домов, рекультивации свалок. Патентов, положительных экспертиз, разрешительных документов накоплены тома, однако воз и ныне там. Технологии, способные избавить регион от экологической проблемы, почти не применяются. А компания, вместо того чтобы вкладывать деньги в развитие энергосистемы миллионного мегаполиса, тратит миллионы рублей на обустройство новых золоотвалов.

- На данную тему я прочитал, наверное, уже сотню докладов, мозоль на языке, но люди, принимающие решения, к ним остаются глухи, - признает профессор Сибирской автодорожной академии Виктор Сиротюк. - Зола омских ТЭЦ является экологически чистым материалом, поэтому может применяться где угодно, во многих перспективных и экономичных технологиях. Она на два порядка дешевле того же песка и грунта. Все технологии давно опробованы в Европе и Азии, где золу считают не отходами, а ценным сырьем, и перерабатывают на сто процентов. Какие еще нужны аргументы?

Ученые и инженеры-энергетики уверены, что работа ТЭЦ может и должна стать безотходной. От применения технологий по использованию золы выиграет и экономика страны, и экология, и, в конечном счете, население. Ведь и жилье станет дешевле, и земля плодороднее, и воздух чище. Но дело стоит.

- Чтобы сдвинуть решение проблемы с мертвой точки, необходим стратегический подход. Консолидация исполнительной власти, законодателей и общественности, - уверен генеральный директор генерирующей компании Сергей Кожемяко. - Нужны действенные законы, которые обяжут организации закладывать применение ЗШМ уже на стадии проектирования, сделают сферу выгодной для бизнеса. Особенно это важно там, где используются бюджетные деньги. Экономия будет колоссальной.

Пока омские власти изучают вопрос, поставленный еще прошлом веке, золошлаки в магистральном строительстве и возведении насыпей все активнее начинают применять москвичи. Возможно, этот опыт все-таки поможет пробить дорогу новым технологиям, пока они не состарились.