Фильм "Златан. Начало", снятый шведскими братьями-документалистами Магнусом и Фредриком Греттен, в нашей стране вышел в прокат 19 мая, а потом был показан в рамках Beat Film Festival - 26 мая, как фильм открытия кинофестиваля. И стал самым главным свидетельством того, что этот кинофорум значительно расширил собственные тематические рамки, перестав быть исключительно фестивалем музыкальных документалок. Сразу после этого картина вышла в ограниченный прокат, что также заслуживает отдельной ремарки. В нашем прокате нечасто встретишь как спортивные, так и документальные фильмы. И подавно - когда речь идет и о том, и о другом в одном флаконе.
Но тут дело в герое этого документального фильма. Игрок сборной Швеции Златан Ибрагимович - один из немногих персонажей мирового футбола, чья популярность выходит за спортивные рамки. Собственно, из действующих футболистов помимо него на ум приходят еще два имени - Криштиану Роналду и Лионель Месси, - которые также ходят не просто в статусе великих спортсменов, а современных полубогов.
Именно происхождение этой "божественной" природы в первую очередь интересует режиссеров картины "Златан. Начало", которые концентрируются далеко не самом известном периоде становления Ибрагимовича. Делают они это в режиме панегирика: после просмотра ни у кого не должно остаться сомнений, что Златан - едва ли не главная гордость современной Швеции.
Общий восторженный настрой картины с одной стороны сильно помогает авторам. Вряд ли при ином отношении им удалось бы близко подобраться к такому количеству близких людей Златана и массе не самых распространенных видеоматериалов о нем - закрытость Ибрагимовича не секрет. В фильме поклонники могут увидеть несколько действительно исключительных находок - в основном тех времен, когда Златан играл за "Мальме" и был известен лишь в кругу шведских болельщиков. Также имеется небольшое архивное интервью бывшей девушки Ибрагимовича, которая переехала вслед за ним из Швеции в Голландию. Словом, одно из главных достоинств картины - большое количество раритетной архивной хроники, позволяющей вдоволь посмотреть на то, каким он парнем был.
Все эти вещи, безусловно, ценны для любого фаната, однако в какой-то момент искренняя влюбленность авторов в главного героя все-таки начинает играть с картиной злую шутку. Здесь, например, есть попытки рассказать о том, что Ибрагимович - не только отменный футболист, но и сложно устроенная личность, непомерное эго которой равновелико его спортивному таланту. Однако любое неоднозначное проявление этого эго трактуется авторами исключительно в пользу Златана - даже то, что он подчас наносил травмы своим оппонентам на поле, тут подобострастно и вполне ожидаемо связывают с такими благородными порывами, как воля к победе и неуемный дух соперничества. То есть вместо реальной личности перед нами изрядно идеализированный образ, отретушированный портрет.
Имеется тут и намек на драматургический конфликт. Братья Греттен рассказывают историю конкуренции за место в составе "Аякса" дебютанта Ибрагимовича и египтянина Мидо. В первый год Мидо закатывает новичка в асфальт, зато второй сезон в "Аяксе" стал не просто звездным для Златана, но и привел к продаже Мидо после скандального инцидента в раздевалке - поняв, что место в составе потеряно окончательно, египтянин в сердцах швырнул в голову Ибрагимовича ножницы. Острого конфликта, впрочем, не выходит - Мидо, чья карьера успешно продолжалась после того инцидента еще десятилетие, на камеру вспоминает о событиях тех дней со смехом. Со стороны Златана авторы подверстывают комментарий, который он дал голландскому телевидению сразу после отчисления Мидо из команды - мол, не надо спускать всех собак на человека, переживающего не лучший период, ведь еще совсем недавно вы сами готовы были носить его на руках. Духоподъемная музыка за кадром дает нам понять, что Златан не просто говорит дежурные слова об оступившемся коллеге, а подает пример неземного благородства.
Венчает эту осанну пышный финал, в котором выигравший чемпионат Италии с "Ювентусом" Ибрагимович возвращается в родной Мальме, чтобы открыть детскую футбольную площадку. Эти кадры - уже настоящее явление Ибрагимовича народу, прибытие мессии, вызывающее у всех участников религиозный экстаз.
В этот момент окончательно становится ясно, что перед нами не столько даже парадный портрет национального героя, сколько житие, оценивать которое мерками вкуса, здравого смысла и прочими категориями, характерными для обычного кинематографа, быть может, и не имеет смысла.
Кстати
Показы этого фильма, как и других кинокартин в рамках Beat Film Festival продолжаются. Фестиваль завершит работу 5 июня.