Два месяца прошли с тех пор, как вы оставили пост Уполномоченного по правам человека и стали председателем Центризбиркома. Уже разобрались в "хозяйстве"?
Элла Памфилова: В достаточной степени, чтобы принимать осмысленные решения и не тратить время на "раскачку". Довольна, что есть сильная команда профессионалов, на которую можно опереться. И мои коллеги, входящие в нынешний состав ЦИКа - надежные партнеры. Несмотря на разные политические взгляды, мы совпадаем в ключевом вопросе: основная задача - обеспечить гарантированные Конституцией права избирать и быть избранными всем гражданам России, и, как следствие - полную легитимность выборов, которая ни у кого бы не вызывала сомнений.
Что удалось уже сейчас? Удалось, на мой взгляд, самое главное - определить внутри себя приоритеты и послать соответствующий сигнал всем нашим коллегам в регионах. Это не просто декларация о том, что выборы должны быть честными, открытыми, справедливыми, а что за этими словами не кроется никакого двойного дна. То, что мы декларируем, то на самом деле мы и будем проводить. Это воля, которую выразил президент. Давайте честно скажем, если бы не было политической воли, нацеленной на это, то не было бы такого состава ЦИК и, наверное, не было бы председателя специфичного, "под задачу". Могу сказать, что у меня первый раз за долгое время такое комфортное внутреннее состояние. Эта работа, несмотря на все сложности, отвечает моим взглядам и моему ощущению того, что для страны важно. Если у людей появится больше доверия к выборам и ощущение, что от них что-то зависит, значит, у страны будет совершенно другое качество развития. Придется, конечно, тратить много сил на то противодействие, которое будет на разных уровнях. Потому что у ряда руководителей регионального и местного значения никуда не делся негативный опыт предыдущих кампаний и железобетонная самоуверенность в полной безнаказанности за "продавливание" нужного им результата. Сохранились и рефлексы некоторых избирательных комиссий, которые привыкли в большей степени оглядываться на того руководителя, который находится рядом, а не на закон.
У всех на слуху ситуация в подмосковной Барвихе, где даже пришлось отменить выборы…
Элла Памфилова: В этом маленьком поселении был сконцентрирован весь букет возможных злоупотреблений, включая применение административного ресурса. И ударив здесь, нам надо довести дело до конца. И не только в Барвихе - параллельно разбираемся в подобных случаях на муниципальном уровне и в ряде других случаев. Это сыграет роль превентивной меры, которая продемонстрирует: здесь не сойдет и нигде не сойдет.
Многие ожидали, что вы снимите председателя Мособлизбиркома. Это был бы красивый способ показать другим, чтобы неповадно было.
Элла Памфилова: Это был бы самый легкий ход, но сам по себе он мало что решит. Нам не нужны просто внешне эффектные ходы - важен конечный результат. Проблема гораздо сложнее - здесь не столько огрехи комиссии - есть многие другие злоупотребления отнюдь не со стороны областной комиссии. И разбираться надо более глубоко, с привлечением ряда других ведомств. Московская область - один из самых проблемных регионов в отношении выборов. Это и по предыдущим выборам видно, жалоб больше, чем от кого-либо, масса скандальных ситуаций по целому ряду районов. Так что мы не поддаемся искушению принять популистское решение, а продолжаем готовить пакет предложений, который позволил бы оздоровить здесь предвыборную ситуацию в целом.
Проблемы нередко возникают потому, что в избирательные комиссии попадают "свои" люди. Особенно это актуально для комиссий на местах. Вы как-нибудь будете их "чистить"? Как бороться с перепиской протоколов?
Элла Памфилова: Избирательные комиссии муниципальных образований ни в какую вертикаль не входят. ЦИК или областная комиссия не может напрямую им приказать. Не мы формируем ТИКи (территориальные избиркомы. - "РГ"). Да, мы можем влиять на их кадровый состав, но только на определенном этапе. Так что во многом все зависит от умения комиссии субъекта Федерации выстроить правильные взаимоотношения с ТИКами и УИКами (участковыми избиркомами. - "РГ").
Проблема в том, что в подавляющей свой массе ТИКи были сформированы в конце прошлого года, и на предстоящей кампании мы должны будем работать именно с ними.
В некоторых регионах, где ситуация наиболее неблагополучная, происходит так: если руководитель областной комиссии начинает возмущаться, то его просто отодвигают. А руководство региона дает напрямую указание главам администраций заняться избирательным процессом. Они начинают формировать ТИКи. И областная комиссия оказывается в роли свадебного генерала. На нее все шишки, а рычагов влияния не так много. Результатом этого является переписка протоколов, вбросы и тому подобное.
Понимая все это, ЦИК формирует систему всеобъемлющего контроля за их действиями с опорой на всех наших естественных союзников, а также ужесточение системы ответственности за нарушения.
В связи с этим не исключено, что ряд председателей избирательных комиссий разного уровня, в результате выявленных нарушений, могут потерять свои должности еще до сентябрьских выборов.
Реально ли изменить эту систему?
Элла Памфилова: В будущем - да, но и сейчас у нас есть целый набор рычагов воздействия - конечно, не в ущерб развитию местного самоуправления. Наша задача - подать четкий сигнал, что администрация того или иного уровня превышает свои полномочия, пытаясь влиять на формирование и работу этих комиссий.
Кроме того, мы ужесточаем контроль посредством системы ГАС "Выборы" (Государственная автоматизированная система. - "РГ"). С ее помощью абсолютно все попытки нарушений будут выявлены, никакого вторичного ввода быть не может. Еще одна задача - вооружить знаниями все стороны. Мы провели обучение представителей тех партий, которые выразили на это желание (26 партий из 75-ти). Теперь будем проводить дополнительное обучение наблюдателей, они присутствуют при составлении протоколов и должны знать, как действовать, чтобы их не обманули.
ЦИК нацелен своевременно выявлять злоупотребления в ходе избирательного процесса, чтобы они не перечеркнули весь смысл голосования. Этого нельзя упустить. В этих целях запущена и "горячая линия", которая уже действует. Из любой точки России любой человек может позвонить и сообщить о нарушении. И у нас есть все механизмы сработать оперативно, послать группу быстрого реагирования, выйти на ответственных лиц в городе или регионе, от которых это зависит. В этом случае исправленное вовремя нарушение не позволит исказить конечный результат выборов.
Такой избирательный "спецназ" уже создан?
Элла Памфилова: Уже создается межведомственная рабочая группа с участием представителей прокуратуры, МВД, Следственного комитета. Там, где нарушение выходит за рамки нашей компетенции, надо решать проблему совместно. Будут практиковаться оперативные выезды в регионы, откуда приходят сигналы о серьезных нарушениях.
Итак, первое - превентивные меры. Второе - быстрое реагирование. Третье - глубокий и тщательный анализ итогов избирательной кампании, чтобы ни одному нарушителю на любом уровне, будь то губернатор, мэр, глава поселения, председатель комиссии и т.д., даром это не прошло. Возбуждение уголовных дел, обращение в суды, в прокуратуру, апелляция к президенту с тем, что мы выявили, что губернатор, глава той или иной республики стал источником применения административного ресурса - вплоть до этого. Неприкасаемых для нас нет и не будет.
Учитывая вашу принципиальную позицию, вы не боитесь, что к выборам 18 сентября Центризбирком подойдет в ситуации жесткой конфронтации со многими региональными избиркомами?
Элла Памфилова: Опыт доверительного общения с председателями комиссий субъектов Федерации дает мне основания полагать, что с ними как раз жесткой конфронтации не будет. Сейчас у них есть выбор - просто добросовестно исполнять свои обязанности, не поддаваясь давлению и не суетясь, пытаясь угадать, от кого какой сигнал надо улавливать. В этом случае у ЦИК есть все возможности поддержать и защищать их. Многие, по-моему, это стали понимать. Вопрос в том, как они после этого будут действовать.
Есть территории, где и руководитель региона сильный, и законодательная власть пользуется авторитетом у людей, и председатели избирательных комиссий очень принципиальные. Они намерены четко исполнять законодательство. Тут ЦИКу будет комфортно работать, никто не будет шептать по какому-то конспиративному виду связи: нужен вот такой процент.
В тех же регионах, где есть проблемы, там и у руководства не очень большой авторитет, не решается целый пласт вопросов. Вот с их стороны и будет желание эти дефекты компенсировать тем или иным видом применения административного ресурса, чтобы освободить себе пространство от реальных конкурентов.
Сейчас еще нет кампании, но мне уже прислали отвратительный печатный материал из Алтайского края, черную "заказуху" на одного из оппозиционных кандидатов. Против него уже задействован серьезный административный ресурс, уже ведется грязная кампания, все каналы перекрыты уже сейчас. Конечно, это не пройдет безнаказанно. Такие случаи могут быть в ряде регионов, где будут попытки "зачистить поле", воздействовать на комиссии всех уровней. И тут позиция председателей комиссий будет очень важна. Им предстоит принципиально и честно все это выявлять, придавать гласности, объяснять губернаторам, что это - признак их слабости, а если сами не справляются, обращаться в ЦИК России.
У нас достаточно каналов информации. Это и пресса, и наблюдатели, и уполномоченные по правам человека, и другие источники. И ЦИК сможет адекватно оценить ситуацию и вовремя принять меры, в том числе в отношении наших коллег, если они закроют глаза на "черные" технологии, на недобросовестную конкуренцию на предвыборном этапе.
Можно надеяться, что предстоящие выборы в Госдуму будут менее скандальными, чем прошлые?
Элла Памфилова: Уверена, что скандалов будет гораздо меньше, но они будут более громкими, поскольку и ЦИК заинтересован, чтобы все тайные махинации стали явными. Но могут быть и искусственно спровоцированные скандалы иного рода и в иных целях, поскольку к выборам готовимся не только мы, но еще и те, кто любой ценой готов их дискредитировать. Можно ожидать всякого рода подстав, провоцирование членов комиссий, психологическое давление на избирателей и прочие заготовки в виде постановочных роликов и иных современных атрибутов.
Может быть, что-то новенькое придумают, неожиданное. Словом, и такая "громкость" будет. Вопрос адекватной реакции. Чем мы можем вышибать почву из-под ног у провокаторов? Открытостью, опорой на многочисленных союзников и быстрой реакцией. Нам нечего скрывать. Мой посыл моим коллегам в регионах: все те, кто за честные выборы - наши союзники. Пресса, наблюдатели - не считайте их раздражающим фактором, что они отвлекают вас от работы. Относитесь доброжелательно. Пусть наблюдатели смотрят, как считают. Пусть они получают протоколы. Обезоружить можно только этим.
Вопрос не в том, будут ли разного рода скандалы. Вопрос в том, сколько будет настоящих нарушений. Какие-то нарушения и ошибки могут быть, но их количество и уровень будет несопоставим с тем, что был раньше. Я в этом уверена, судя по настрою моих коллег, судя по тем мерам, которые мы предпринимаем. Мы не позволим отдать наши выборы на растерзание тем, кто попытается залить их волной недобросовестной, недостоверной информации. А это только один способ - быть открытыми. Давать добросовестную, достоверную информацию. Люди должны все это видеть. Другого способа нет. На извращенные технологии нельзя отвечать извращенными технологиями.
Вы сказали, что одним из главных дефектов системы является использование административного ресурса. О его применении говорили и по итогам предварительного голосования "Единой России", которое состоялось 22 мая. Какую работу над ошибками надо сделать после праймериз, нужны ли изменения в законодательстве?
Элла Памфилова: Две партии провели праймериз - "Единая Россия" и "Парнас". Хотя это внутрипартийное дело и не вменено ЦИКу в обязанность, мы собрали подробную информацию из всех источников и тщательно ее анализируем. В результате выявили целый ряд дополнительных негативных факторов, на которые надо обратить внимание и пресечь их на корню. Так что прошедшее предварительное голосование для нас благо, очень полезная вещь.
Конечно, нужен закон о предварительном голосовании. При этом стоит подумать, есть ли там какое-либо место ЦИКу, который как бы ни при чем, но поток жалоб идет в том числе к нам. И равные условия для всех партий необходимо предусмотреть. Праймериз не нужно делать обязанностью, но у партий должно быть право выбора, проводить или не проводить.
Результаты голосования иногда были неожиданными - некоторые федеральные политики не нашли себя в числе победителей…
Элла Памфилова: Проиграли те, кто считал, что самое главное - проявить лояльность к руководству, добиться включения в списки и больше ничего не надо делать. Избрались, и забыли про людей в регионе. Праймериз показали, что депутаты, привыкшие выезжать только на административном ресурсе, на поддержке сверху, больше не востребованы.
Важно, что была реальная внутрипартийная конкуренция - она позволяет партии развиваться. Действительно, за бортом оказались довольно известные и высокопоставленные фигуры. Это очень хороший урок - получить вот такой "холодный душ", а для некоторых - изнутри ощутить на себе и пресловутый админресурс.
Праймериз были и у "Парнаса". Тут тоже целый ряд проблем и скандалов, даже похлеще тех, за которые они обычно бичуют своих оппонентов во власти.
Ваш предшественник Владимир Чуров любил говорить, что его принципиальная позиция - не предлагать поправки в избирательное законодательство. Он даже не любил комментировать законодательные инициативы и говорил, что задача ЦИК - строго выполнять то, что предписывает парламент. Согласны ли вы с таким подходом?
Элла Памфилова: Строго выполнять законы - да, но не только. Нельзя низводить ЦИК до уровня "механического счетчика" или, скажем, уровня рядового учреждения, которое только бездумно исполняет любую законодательную норму - иногда весьма несуразную.
Да, сейчас наша задача - провести предстоящую кампанию 18 сентября в полном соответствии с тем законодательством, которое есть. И если закон будет исполняться на всех уровнях, то это уже во многом изменит качество выборов. Это - первоочередная тактическая задача.
Вторая, стратегическая - по итогам грядущей кампании оценить, что надо менять в интересах обеспечения полноценных прав избирателей, кандидатов, какие есть дефекты, связанные с работой наших комиссий, проблем на уровне регионов. И на основе этого подготовить предложения по корректировке законодательства президенту, нашим законодателям, подкрепив их серьезными аргументами.
Кандидатам перед думскими выборами предстоит отчитаться о доходах, имуществе… Будут ли какие-то особенности у предстоящей декларационной кампании?
Элла Памфилова: Новые особенности контроля будут обязательно. Во-первых, законодательство поменялось. Во-вторых, мы вооружены дополнительными инструментами для этого контроля. ЦИК заключил соглашение с Росфинмониторингом, Центробанком, и у нас сейчас очень сильные технические возможности для того, чтобы отслеживать и зарубежные счета, и офшоры, и все остальное. Появилось то, чего никогда не было, - стопроцентная прозрачность, достоверность фактов. Очень жесткий фильтр в первую очередь направлен против криминала и людей с отягчающими обстоятельствами из прошлого.
А обнародовать эти результаты проверок будете для публичного ознакомления?
Элла Памфилова: Информация о кандидатах в депутаты публикуется, а наша задача - если мы что-то выявим, не пропустить. Однако есть презумпция невиновности, и если подавать в суд, то надо действовать деликатно, чтобы не нарушить ничьих прав, в том числе и самого кандидата.
Уже можно предположить, во сколько обойдется подготовка и проведение думских выборов в сентябре этого года?
Элла Памфилова: Никто не может это оценить сейчас. У нас целый ряд партий получают большие средства. Оживились политтехнологи. Есть огромные средства, которые притягиваются по линии кандидатов-одномандатников. Если "лакомый округ", там конкуренция может быть беспрецедентной. Значит, большие средства. Их источники могут быть разные.
Единственная цифра, которая реальная - это государственный бюджет, сколько официально выделено из бюджета на финансирование избирательной кампании, работу избирательных комиссий. Это чуть более 10 млрд рублей, что меньше, чем изначальная заявка. Поэтому ЦИК настроен на оптимизацию и разумную экономию.
Вы упомянули политтехнологов. Эксперты уже прогнозируют, что одномандатные округа дадут им большие возможности продемонстрировать свои "навыки". Вероятно, представители этой профессии заработают на предстоящих выборах больше всех. Как вы относитесь к тому, чтобы ввести некий контроль за этим сообществом? Возможно, лицензирование этой деятельности или что-то еще…
Элла Памфилова: Политтехнологи - люди независимые от нас, но зависимые от финансовой выгоды. Напрямую контролировать мы их не имеем права, но предложить им подумать о саморегулируемых принципах политтехнологической этики вполне возможно. Идея из области фантастики, но можно попробовать ее "закинуть", правда, без особого оптимизма. Они явно "застоялись" за предыдущие годы, а сейчас оживились и уже возбужденно потирают руки.
Но в любом случае, спокойной жизни у тех, кто попытается выходить за рамки законов и элементарного приличия, точно не будет.
Вы уже разобрались, какая миссия легче - избирательная или правозащитная?
Элла Памфилова: Тяжелее правозащитной миссии быть не может. Морально это невероятно сложно. Люди приходят к тебе со страданиями, с бедой, и ты должен все это принять на себя, как пылесос все втянуть. Потом переработать как генератор, и вернуть человеку в виде надежды, утешения, уверенности, помощи и конкретного решения его проблем. Если все принимаешь близко к сердцу, работаешь с полной отдачей, - это невероятно тяжело.
Там сталкиваешься с людским горем, а здесь - с политическими амбициями и электоральными ожиданиями.
В ведении Центризбиркома огромный набор проблем, характер и масштаб которых усугубляется многослойными уровнями разноречивых интересов. Но осознание всех предстоящих сложностей не выбивает меня из позитивного эмоционального состояния - как будто бы открылось второе дыхание. Это - мое поле. Есть уверенность в собственных силах, поскольку на протяжении длительной политической жизни знаю все нюансы, связанные с выборами. Есть чувство локтя моих коллег по Комиссии, есть сдержанный оптимизм, далекий от шапкозакидательства.
А страшно не бывает, игроки-то на этом поле крутые?
Элла Памфилова: Если я скажу, что ничего не боюсь, это неправда. Любого нормального человека переполняют разные чувства и душевные переживания, - все бывает. Но страха потерять место у меня точно нет - есть страх подвести тех, кто мне доверяет.
Главное - не навредить, а сработать на усиление и развитие страны.
Во время беседы сотрудники "РГ" показали Элле Памфиловой таблицу со списком потенциальных победителей на выборах в Госдуму в Подмосковье, которая появилась в Интернете еще… в начале апреля.
"Смотрите, табличка называется "Список потенциальных победителей на выборах депутатов Госдумы по одномандатным округам, образованным в Московской области". Эту таблицу мы нашли в Интернете. Вот округа, вот фамилии. Зачем на выборы ходить, когда уже все решили?" - спросили журналисты "РГ" председателя Центризбиркома.
- Именно поэтому у нас Московская область входит в тот рейтинг неблагополучных регионов, который мы составили для себя на основе тщательного анализа всех факторов. И который будет под нашим особым пристальным вниманием. Это недобросовестное, иногда бессовестное применение административного ресурса, который, к сожалению, зашкаливает. Есть еще несколько таких регионов, - прокомментировала Элла Памфилова.
Одно дело, когда партии договариваются между собой о том, кто из кандидатов пойдет по тому или иному одномандатному округу. По оценке Памфиловой, "это нормальный предвыборный процесс взаимодействия", поскольку все равно у всех у них будут конкуренты, и у избирателя будет возможность выбрать. И совсем другое дело - когда победителей назначают заранее. "Это то, о чем вы говорили, когда уже заранее все предопределено, и никакой конкуренции, все фикция. Когда ни у кого другого шанса нет, избиратель уже ничего не решает. Вот это очень опасно", - подчеркнула глава ЦИК.