На ваш взгляд, на какой город мог бы быть похож Бишкек?
Албек Ибраимов: Бишкек должен быть удобным для проживания. Что касается его сходства с каким-то другим городом... Знаете, многие населенные пункты, особенно в бывших союзных республиках, похожи друг на друга. В первую очередь классической советской архитектурой. Но есть еще дух города. Вот он уникален. Бишкек в этом отношении - не исключение. Столица находится в долине, между двумя реками с потрясающим видом на горы. Самое главное - сохранить это отличие.
С чего начинается ваш день как мэра?
Албек Ибраимов: У меня заводская закалка, поэтому встаю очень рано. В мэрию приезжаю примерно в 7.45. В восемь утра начинается рабочий день. В течение часа просматриваю почту, прессу. В девять начинаются планерки, совещания, встречи. Со всеми нужно переговорить, ответить на вопросы и принять решения. Пусть даже и не самые лучшие, но соответствующие обстановке.
Какие задачи ставили на последней планерке?
Албек Ибраимов: Мы работаем в режиме реального времени. Май, к примеру, был дождливым, и значительную часть времени тратили на устранение последствий потопов и приведение в порядок дренажной системы города. В июне начались строительство и ремонт столичных дорог. Сначала ямочный, затем - капитальный. Вокруг этого все и крутится.
Вы сказали, что просматриваете прессу. Наверняка посещаете и местные интернет-форумы. Видели, что вас там уже требуют отправить в отставку? Мол, не справляетесь со своими обязанностями.
Албек Ибраимов: Видел. Меня такие вещи не удивляют и не возмущают. В республике многих требуют отправить в отставку. К этому, как и к критике, надо спокойно относиться. Правда, не понимаю людей, которые критику кого-либо делают целью жизни. Зачем?
Как часто вы выезжаете для проверок работы муниципальных служб?
Албек Ибраимов: В основном по выходным. В рабочие дни практически безвылазно нахожусь в трех зданиях - в мэрии, доме правительства, управлении муниципальной собственности. В субботу, воскресенье выезжаю в город. К сожалению, находиться разом в нескольких местах у меня нет физической возможности. В этом отношении мне сильно помогают современные коммуникации. Интернет, к примеру, сегодня не позволяет чиновникам спрятать то, что можно было спрятать раньше. Благодаря технологиям мы получаем столько информации... Как продвигается ремонт такой-то улицы, где куча мусора неубранная лежит. Горожане об этом сообщают. И они же потом извещают, есть ли реакция на их жалобы.
Проблема с вывозом мусора из Бишкека уже так остро не стоит?
Албек Ибраимов: Вам как жителю города должно быть виднее. Но мне кажется, что свою актуальность она потеряла. Были внедрены новые методы работы, и в результате количество поступающих в мэрию жалоб на неубранный мусор сегодня минимальное. Сейчас наступает жара, поэтому готовимся к поливному сезону.
Вы можете гарантировать, что вода этим летом будет во всех арыках, а не только в определенных районах города?
Албек Ибраимов: Гарантировать могу только то, что мы сделаем все от нас зависящее, чтобы так и было. Ведь восстановить немедленно всю арычную систему в Бишкеке невозможно. Мэрия только приступила к этому. Есть договоренность с Аламединским управлением водного хозяйства, что нынешним летом столица будет получать 4,5 тысячи литров воды в секунду. На южной магистрали установили новые трубы, что позволит увеличить пропускную способность системы. Поэтому южная часть Бишкека - до железной дороги - будет обеспечена поливной водой. Ниже "железки" есть проблемы. Там мы восстанавливаем скважины.
В маршрутках городских давно ездили?
Албек Ибраимов: Хотите спросить, известно ли мне о том, в каком техническом состоянии ездят по дорогам "бусики", об агрессивном стиле вождения тех, кто за рулем? Конечно, известно. У горожан сегодня есть возможность жаловаться по этому поводу. Мы будем обязательно реагировать. Вплоть до снятия нарушителей с маршрутов.
Действительно ли у маршруток в Бишкеке на данный момент нет альтернативы?
Албек Ибраимов: Увы, пока нет. Сегодня около двух тысяч "бусиков" ежедневно связывают центр города с его окраинами - жилыми массивами. Автобусы и тем более троллейбусы туда просто не проедут по тем дорогам, которые там есть сегодня. Решить проблему можно, только построив новые трассы. Затем нужно расширять парк крупногабаритного общественного транспорта.
Уже не первый день ведутся разговоры об увеличении тарифа на проезд в общественном транспорте в Бишкеке, в том числе и в маршрутках.
Албек Ибраимов: Разговоры на эту тему останутся разговорами. Повышать тарифы абсолютно не актуально сегодня.
С горожанами встречаетесь?
Албек Ибраимов: Конечно. Каждую пятницу у меня прием по личным вопросам. Большая часть времени уходит на общение с жителями жилмассивов.
Кстати, о жилмассивах. Вы поддерживаете недавнюю инициативу одной из парламентских фракций о легализации домов, построенных на захваченных земельных участках?
Албек Ибраимов: Я не отрицаю того факта, что дома построены и люди в них живут. А раз они живут, эту проблему необходимо решать. И это нужно скорее не городу, а государству.
Какой сейчас бюджет у Бишкека?
Албек Ибраимов: 8,3 миллиарда сомов. Формируется он в основном из налогов. Неналоговых поступлений меньше 10 процентов. Есть планы довести бюджетные и внебюджетные доходы до пропорции 50 на 50. Это идеальная схема для города.
Досьег "РГ"
Албек Ибраимов родился первого июня 1967 года в городе Фрунзе. Образование высшее, в 1998 году окончил Киргизский государственный национальный университет по специальности "экономист". С 2002 по 2015 годы занимал должности: исполнительного директора ОАО "Кыргызавтомаш", советника министра промышленности, торговли и туризма, генерального директора СЭЗ "Бишкек", председателя правления ОАО ТНК "Дастан", заместителя руководителя аппарата президента КР, председателя правления ОАО "Международный аэропорт "Манас", председателя совета директоров ОАО "Международный аэропорт "Манас". С марта 2016-го - мэр Бишкека.