В начале прошлого года в 37 российских регионах под сокращение попали более 300 маршрутов пригородных электропоездов. Причина - нехватка финансирования. Чтобы вернуть электрички, были внесены поправки в законодательство, которые установили льготную ставку НДС на пригородные перевозки.
В этом году льготу было решено продлить. В начале июня вступил в силу закон об установлении нулевой ставки НДС до 1 января 2018 года.
На сегодняшний день, по данным министерства транспорта, из 85 субъектов Российской Федерации Минтрансом согласован 81 проект комплексного плана транспортного обслуживания населения. В трех регионах (Камчатский край, Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО) нет регулярного пригородного сообщения, а проект республики Марий Эл не согласован и находится на повторной доработке.
Согласно законодательству, компенсация выпадающих доходов пригородных компаний находится в ведении региональных властей. На этот год в бюджетах регионов предусмотрены субсидии на компенсацию выпадающих доходов перевозчиков в объеме около 10 (9,8) млрд рублей при потребности почти в 13 (12,7) млрд рублей. Поэтому регионы подтвердили план по увеличению финансирования на 1 млрд 300 млн руб. Из региональных бюджетов на этот год в настоящее время уже поступили субсидии в размере около 3 млрд рублей.
Кроме того, для поддержки пригородного сообщения Правительство планирует продлить действие льготного коэффициента платы за пользование железнодорожной инфраструктурой, которую пригородные компании платят Российским железным дорогам. Так, в прошлом году этот коэффициент был снижен с 0,25 процентов до 1 сотой процента. Проект соответствующего Постановления Правительства сейчас находится в стадии обсуждения.