Два года назад она проходила в Главном штабе Эрмитажа в Санкт-Петербурге, а теперь переместилась в несколько пространств вокруг цюрихского озера - музей Kunsthalle в помещении бывшей пивной фабрики Löwenbräukunst, церковь Хельмхаус и на плавучую платформу прямо на озере. В основном проекте, который куратор Кристиан Янковски назвал "What people do for money" ("Что люди делают ради денег"), участвуют четыре русских художника. Рассказываем об их проектах.
Участником биеннале в этом сезоне стал и один из великих режиссеров XX века Андрей Тарковский, бывший "лицом" авторского кино в СССР. В этом году исполнится 30 лет со дня его смерти. Возможно поэтому фрагмент легендарного фильма "Солярис" куратор Кристиан Янковски сделал своеобразной прелюдией к главной выставке биеннале, темой которой стал труд в самых разных проявлениях и интерпретациях.
Фильм, с момента создания в 1972 году ставший культовым не только в советском союзе, но и в мире (Гран-при Каннского кинофестиваля), основан на книге польского фантаста Станислава Лема. История об исследовании планеты Солярис в фильме переплетается с темой отношений творцов со своими произведениями.
На выставке используют цитату из фильма, где герои пребывают в невесомости в библиотеке космической станции с картиной Питера Брейгеля-старшего "Охотники на снегу". По замыслу кураторов "встреча" древней профессии (охотника) с научным прогрессом (астронавтом) перекликается со многими произведениями, созданными специально для биеннале художниками в коллаборации с обычными местными жителями - докторами, пасторами, официантами и представителями других профессий.
Площадка биеннале - Löwenbräukunst
Чернышева - один из самых известных сегодня на западе современных русских художников. Ее фото и видеоработы социальной направленности активно выставляются по всему миру, от московского музея современного искусства "Гараж" до парижского Центра Помпиду и биеннале в Шанхае, а в прошлом году ее большая графическая серия была частью основного проекта Венецианской биеннале.
В Manifesta участвует известная серия Чернышевой "On Duty" 2007 года, в которой художница делала фотопортреты сотрудников московского метро, в основном это взрослые женщины, большую часть времени проводящие глубоко под землей.
Площадка биеннале - Löwenbräukunst
Режиссер и продюсер представил на биеннале часть проекта "Маяковский", который он снимает уже около пяти лет.
Шейн не раз в своих фильмах обращался к документации творчества - он был соавтором и продюсером лент "Олег Кулик: вызов и провокация" и "Виноградов и Дубосарский: картина на заказ", посвященных известным современным художникам.
Фильм на выставке рассказывает истории одних из главных фигур русского авангарда - поэта Владимира Маяковского и театрального режиссера и теоретика Всеволода Мейерхольда, который, по сценарию, делает танцевальную постановку о трагической любви поэта и его музы на фоне советской истории.
Площадка биеннале - Löwenbräukunst
Это самый молодой участник "русской сборной". К 30 годам он уже заработал две большие персональные выставки - в итальянском Collezione Maramotti в Реджио-Эмилии и московском Мультимедиа Арт Музее, а также успел поучаствовать в международных проектах в парижском Palais de Tokyo, Индустриальной биеннале в Екатеринбурге и New Museum в Нью-Йорке.
Переехав около 8 лет назад в Москву из маленького городка Кызыла, столицы Тувы (около 4600 км к востоку от Москвы), Антуфьев начал делать работы в духе Луизы Буржуа и Аннет Мессаже - инсталляции из различных предметов с включением самодельных объектов, отсылающих к образам тувинской и личной мифологии.
Для Manifesta Антуфьев сделал совместный проект с пастором собора Гроссмюнстер Мартином Рюшем "Eternal Garden", посвященный знаменитому писателю и нобелевскому лауреату Владимиру Набокову, автору "Лолиты" и "Защиты Лужина". Художник обратил внимание на другую, неписательскую сторону жизни Набокова - увлечение бабочками. Писатель профессионально занимался лепидоптерологией и даже сделал несколько открытий в отряде чешуекрылых. Огромная коллекция бабочек Набокова сейчас находится в разных музеях мира, в том числе в Лозанне, откуда для инсталляции в церкви Вассеркирхе были предоставлены несколько экспонатов.
Площадка биеннале - Хельмхаус