Последний раз фонд капремонта отчитывался о проделанной работе минувшей осенью. Тогда назвали барьеры, мешающие нормальной реализации программы. Прежде всего - отсутствие механизма сбора взносов. Если до 2015 года деньги (по 3,9 рубля с каждого квадратного метра общей площади) с жильцов собирали и тратили по назначению управляющие компании, то теперь федеральное законодательство их к этому не обязывает, а за взносы отвечает региональный оператор. К слову, его команда в Кузбассе сменилась уже трижды, а полноценный механизм так и не создан.
- За полтора года действия программы было начислено свыше 1,9 миллиарда рублей, в том числе 1,4 миллиарда - в 2015-м, а оплачено собственниками жилых и нежилых помещений, включая муниципальные, - более полутора миллиардов рублей (1,2 миллиарда - в 2015-м), то есть, собираемость превысила восемьдесят процентов, - сообщил "фронтовикам" новый и. о. гендиректора фонда Максим Сивин. - Но мы не можем сказать, что обладаем полной и достоверной информационной базой плательщиков, хотя это необходимо для более точного учета и сбора средств. Вопрос создания автоматизированной информационной системы учета плательщиков, к сожалению, до сих пор остается открытым.
Ее обещали внедрить еще в прошлом году, даже были названы необходимая сумма и источники финансирования. Кроме того, шла речь о налаживании прочных связей с Росреестром, информационная база которого оперативно отражает все движения объектов недвижимости (ввод новых домов, смену собственников и прочее). Однако фонд капремонта до сих пор пользуется в основном лишь базой данных органов местного самоуправления, которые не только не имеют полноценного доступа к информации Росреестра, но и, по новому закону, участниками реализации программы капремонта не являются.
- Потому неудивительно, что еще встречаются главы городов, которые не знают элементарных вещей: например, того, что каждый собственник должен платить взносы, - посетовал руководитель рабочей группы ОНФ "Качество повседневной жизни" Юрий Скворцов. - Хотя жизнью доказано, что без участия муниципалитетов, несущих ответственность за безопасность жизнедеятельности на своих территориях, и управляющих компаний с программой капремонта в области не справиться. Сейчас же, когда спрашиваешь, кто и сколько платит, кто задолжал, чиновники на местах отвечают: "Это вопрос не наш, а регионального оператора".
В штате фонда сегодня тридцать сотрудников, включая техперсонал, бухгалтеров и программистов, и это - на 14 338 многоквартирных домов. Дело не только в том, что УК и муниципалитеты могли бы, как до 2014 года, заниматься сбором взносов (кое-где это практикуется, хотя вопросы материального вознаграждения за агентские услуги по-прежнему не решены), но и в том, что местные власти не выполняют собственных обязательств по внесению "капремонтной" платы за жилые и нежилые помещения, относящиеся к муниципальному фонду.
- Мы заключили договоры с 22 муниципалитетами на перечисление взносов, а остальным двенадцати разослали разъяснительные письма, и ни одного отказа не последовало, все определяются с перечнем имущества, - сообщил Сивин.
- Это, конечно, хорошо, однако, повторюсь, прошло уже полтора года, но мы так и не имеем актуализированной информации о программе. "Подвисли" и платежи муниципалитетов за 2015 год, поскольку органы власти на местах не предусмотрели такой статьи расходов в бюджетах, - возражает Юрий Скворцов. - Нет ее и в бюджете области. Между тем грамотность населения растет. Все чаще звучат неудобные вопросы: почему жильцы платят за капремонт, а магазины и другие организации, расположенные в домах, нет?
Ответы, по мнению "фронтовиков", следует искать совместными усилиями. В том числе и на уровне областного департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса, регионального парламента и Госдумы РФ. Общественники предложили провести в облсовете публичные слушания, посвященные реализации программы капремонта, а также отправили запрос в прокуратуру области. Надзорное ведомство просят проверить действия регионального оператора, а также муниципальной власти - на предмет выполнения обязательств по выплатам на капремонт. Продолжится в регионе и разъяснительная работа с жителями, до которых необходимо донести и суть программы, и действующий порядок ремонта домов.
А доносить, надо сказать, есть что. Скажем, стоило бы объяснить жителям дома по улице Желябова,13 в Анжеро-Судженске, почему их жилье с хронически протекающей кровлей (из-за разрушения бетонных плит перекрытия) включили в программу капремонта на лишь на 2023 год.
- Хотя я, например, с 2005 года добиваюсь того, чтобы нашу крышу наконец как следует починили, - рассказала корреспонденту "РГ" собственница одной из квартир Татьяна Терехина. - Этой весной натяжной потолок у меня в комнате провис под тяжестью талых вод, просочившихся через трещины, которые образовались после ремонта 2015 года (за что со счета собственников было снято почти 4 500 рублей). Вода - не меньше тридцати литров - текла по стенам, заливала подоконник и пол, обои отклеились, произошло замыкание электропроводки, и мы сидели без электричества. Управляющая компания составила акт, заключив, что крыше требуется капремонт, после чего "залатали" самый проблемный участок. А на днях начался ремонт текущий: заменили гнилые доски, прикрывавшие разрушенные плиты с торчащей арматурой, а потом все накрыли рубероидом. Видимо, сверху будет красиво.
По словам замначальника Государственной жилищной инспекции в Анжеро-Судженске Сергея Григорьева, дом на Желябова, 13 включат в программу капитального ремонта на 2017 год, соответствующие документы уже направлены региональному оператору.
- Есть стопроцентная уверенность, что ремонт сделают в следующем году, возможно, даже с заменой конструктива - над имеющейся кровлей будет установлена еще одна, скатная, таким образом, нет необходимости убирать разрушенные бетоноконструкции, - пояснил Григорьев. - Плохих крыш в городе еще много, и этот способ ремонта использовали неоднократно. Почему дом № 13 изначально не попал в программу? Да потому что до 2015 года она формировалась муниципалитетами в срочном порядке, без серьезного обследования жилого фонда - просто "раскидали" дома по годам и все. Теперь вносим корректировки. Из 25 домов, включенных в городскую программу 2016 года, около двадцати попали туда с учетом и пожеланий ГЖИ.
В Кемеровской области до сих пор не создана конфликтная комиссия, которая должна разрешать споры о сроках капремонта - в случаях, когда жильцам не удается доказать ни муниципалитету, ни фонду необходимость переноса этих сроков на более ранее время.
- Хотя есть и другие ситуации, когда ветхий дом включают в программу, не просчитав возможности собственников, - отмечает Юрий Скворцов. - В итоге регоператор не может заключить договоры на ремонт кровли, поскольку необходимая для этого сумма превышает ту, что жильцы дома смогут собрать за тридцать лет.
Вместе с тем ни для кого не секрет, что в области есть дома, которые следовало бы не ремонтировать, а признать аварийными. Вот только межведомственные комиссии с этим не торопятся.
Так, в ОНФ обратились жители домов по улицам Можайского, 9 и Енисейской, 62 в городе Прокопьевске, имеющие на руках судебные решения о том, что комиссия обязана провести повторное обследование жилья. Однако решения без конца обжалуются городской администрацией, что затягивает процесс переселения. Более того, пока шли суды, дом на Енисейской попал в программу капремонта на 2016 год. Правда, в апреле его все-таки признали аварийным. При этом муниципальные власти ссылаются на отсутствие в законодательстве четких критериев очередности сноса и расселения жилья, что, собственно, и дает межведомственной комиссии возможность тянуть время.
- Если государственная программа по расселению аварийных домов будет продолжена, необходимо внимательно отнестись к порядку формирования списков и сроков. Мы, в свою очередь, намерены подготовить свои предложения для законодателей, - сообщил член штаба ОНФ в Кемеровской области Андрей Алехин.