Гран-при кинофестиваля "Зеркало" достался "Темному зверю"

В этом году конкурсная программ "Зеркала", проходящего сразу в четырех городах Ивановской области, состояла из десяти столь радикально отличающихся друг от друга картин, что найти какую-либо точку соприкосновения между ними - задача не из легких. Это совершенно точно не фильмы последователей Тарковского - от этих сильно ограничивающих возможности отборщиков формальных рамок отказались довольно давно.

Но это уже и не только демонстрация радикального киноавангарда, в которую фестиваль превратился было несколько лет назад. Теперь в здешнем конкурсе полулюбительские опыты из Средней Азии (киргизская драма "Под небесами" Дальмиры Тилепберген; казахский гротескный гиньоль "Чума в ауле Каратас" Адильхана Ержанова) соседствуют с европейской авторской анимацией ("Железный таракан" бельгийца Яна Бюлтхела), новым фильмом Андрея Эшпая "Перформанс" и амбициозными дебютантами всех сортов из программы Роттердамского кинофестиваля.

Побеждает, впрочем, тут по-прежнему то, что во всем мире принято ассоциировать с "киноязыком Тарковского" - долгие планы, медленное действие, многозначительное молчание. Все эти составляющие в избытке присутствуют в фильме, получившем Гран-при фестиваля - колумбийской драме "Темный зверь" Фелипе Герреро. Гражданская война, много лет раздирающая Колумбию, толкает трех женщин на путешествие из их богом забытых провинций в Боготу, где жизнь тоже не сахар, но существует хотя бы какая-то надежда спастись от насилия. Причем одна из героинь вовсе не жертва, а вполне себе агрессор - она состоит в банде мародеров, истязающей несчастных латиноамериканских пейзан. Насилие в этом фильме и жертвы, и агрессоры изживают, опускаясь на самое дно столичной жизни. И кого-то там ждет обретение нового смысла (лишившаяся семьи женщина обретает приемную дочь, спасая ту от пули), а кого-то - отчаянная попытка диалога с небесами, которые и не подумают дать ни ответа, ни надежды.

Приз за лучшую режиссуру достался американцу иранского происхождения Бабаку Джалали за фильм "Радиогрезы". Как и "Темный зверь", эта картина попала в конкурс из программы кинофестиваля в Роттердаме. Более того - "Радиогрезы" получили главный приз этого кинофорума. В этом полуавтобиографическом фарсе главный герой - эмигрировавший в США иранский писатель, который работает на скромной ираноязычной радиостанции в Сан-Франциско - приглашает к себе в студию афганскую рок-группу, которая должна устроить совместный сейшн с "Металликой". "Металлика" задерживается, а потому приходится петь "Катюшу", - и вопрос "почему?" тут риторический.

Занятно, что в распределении наград не принял участия дебютный фильм режиссера Брэди Корбета "Детство лидера", который изначально ходил в главных фаворитах фестиваля - хотя бы по весу регалий, который имелся у фильма. Прежде все - из-за тотального доминирования "Детства лидера" при распределении наград на прошлогоднем Венецианском кинофестивале, где картина участвовала в программе "Горизонты", где представлены фильмы начинающих режиссеров. Корбет увез и приз за лучший фильм "Горизонтов", и статуэтку за лучшую режиссуру.

Сам Корбет в киношном мире - персонаж не последний. Правда, известен он больше как актер, играющий в небанальном, а подчас и радикальном авторском кино. В свои 27 лет он может похвастаться заметными ролями в "Загадочной коже" Грегга Араки, американском авторемейке "Забавных игр" Михаэля Ханеке и "Меланхолии" Ларса фон Триера. И, судя по всему, актерскую работу на съемочной площадке у этих режиссеров Корбет использовал и как возможность кое-что подсмотреть у старших мастеров в смысле режиссерских приемов.

Действие картины начинается в 1918 году в Париже, где американский дипломат (Лиам Каннингем) участвует в подготовке Версальского мира. У дипломата имеется жена-иностранка (Беренис Бежо) и ангелоподобный 10-летний сын Прескотт (Том Свит). Имеется также друг семьи Чарльз (Роберт Паттинсон), который явно неровно дышит к героине Бежо. С Прескоттом при этом явно что-то не так - мальчик подвержен необъяснимым вспышкам гнева. И название, и эстетика картины кричат о том, что Корбет снимает отвлеченную иллюзию о юных годах тоталитарного чудовища (образ тут собирательный, но по большей части имеется в виду Гитлер). Однако Корбет не находит ничего лучшего, чем объяснить появление таких лидеров фрустрациями на почве семейного неблагополучия - в фильме аж два любовных треугольника, невольным свидетелем которых становится мальчик.

В свое время Ханеке сделал исчерпывающее киновысказывание на ту же тему - речь о "Белой ленте". А в 2011-м вышел другой блестящий фильм о природе зла, укоренившемся в несовершеннолетнем теле, - "Что-то не так с Кевином" Линн Рэмси. "Детство лидера" ничего существенного к этим картинам не добавляют, однако по итогам оставляет впечатление, что режиссерская ипостась Корбета со временем может стать не менее интересной, чем актерская, - по крайней мере, копировать приемы своих учителей он научился отменно. Осталось только научиться по делу их применять.