В этом году рок-фестиваль проходил на трех сценах, пестрил необычной модой и дизайнерским шармом, обилием звезд, среди которых оказались и питерский "Сплин", и грузинские "Мгзавреби", и русско-украинская 5’ Nizza, и группы из Боснии и Герцеговины, Ливии и Испании. На поляне деревни Бунырёво нашлось место и для детских площадок и павильона с пижонскими креслами, где младшие зрители, пока их родители подпевали любимым артистам, снисходительно посматривали телесериал "Смешарики". За порядком на фестивале неназойливо следили 120 тульских полицейских, а сверху приглядывало жаркое солнышко, обеспечивавшее хорошее настроение и комфортную погоду.
Чудаковатые персонажи на ходулях, порой даже в бальных платьях; зависший над полем воздушный шар с экскурсантами; лесенки, по которым можно было лазить; загадочные арт-объекты из причудливо сросшихся деревьев - "Дикая мята" начиналась еще раньше трех сцен, выстроенных на фестивальном поле. В этом году их было три: Главная, для пущей притягательности названная "Легендой". Самая большая, и с двумя видео-экранами по краям: для тех, кто не мог протиснуться поближе. И две поменьше но, возможно, еще более притягательные и любопытные. Поскольку собрали артистов, менее звездных, зато нечасто появляющихся на других летних фестивалях.
Сцену Wild Boys Club отдали инди-музыке. Почти все группы здесь были мало знакомы широкой публике, зато ориентировались на позитивные и громкие эмоции - пели напористо, шумно, эмоционально. Разве что Алексей Романов из "Воскресенья" не понятно, отчего оказался заявлен тоже на WBC (то бишь "Клуб парней, вольных и диких сердцем"), а не на "Легенде". Может, оттого, что точно отвечал названию сцены?! Ведь о том, "Кто виноват" (и продолжая слова его харизматической песни: "…и в чем секрет") так и не может узнать уже несколько поколений поклонников "Воскресения". Но по-прежнему хочет. Да и Романов поет теперь уже с новыми музыкантами, чуть изменив свои культовые хиты. А по драйву и энергетике на этой сцене не было равных группам "Перцем по сердцу" и "Абвиотура", которых зрители "Дикой мяты" вряд ли особенно знали. Равнодушно и скучно - здесь уж точно не было…
Но еще более значительной стала, пожалуй, все-таки третья - "Велосцена". Этническая. Здесь было намного меньше зрителей, ибо, конечно, все спешили к главной - "Легенде" - на звезд. Хотя звездами нынче уже не удивишь: кочуют с фестиваля на фестиваль. А "Велосцена" - она одна такая, и только на "Дикой мяте". Некоторые приезжают только ради нее. Ведь "Дикая мята" и начиналась в 2008 году именно как городской праздник в московском парке "Тропарево". Потом стала главным этно и фолк-рок фестивалем Москвы. А теперь разрослась уже и до масштаба трехдневного open-air в Тульской области. Такие вот достижения, и Мичурин бы удивился!
Но все равно "Дикая мята", несмотря на обилие звезд и артистов (за три дня здесь их сыграло больше пятидесяти) не забыла свои корни. И собственную благодарную аудиторию, которая приезжает на фестиваль не только слушать музыку, но и общаться, узнавать что-то новое на мастер-классах, тренингах, а кто-то даже привозит и свою продукцию на "Дар-базар": кто-то рукоделия, кто-то - одежду, самодельную эксклюзивную посуду, украшения…
Вся эта пестрая, творческая, разномастная и очень притягательная публика встречается именно здесь. Кто-то делает свой любимый бизнес, наверняка, не очень выгодный, зато радующий душу. Кто-то на поле Бунырёво мог попробовать и купить экологически чистую еду, узнать какие-то рецепты, увидеть очень красивые вещи, даже непонятно как сделанные...
А попутно - послушать и музыку на "Велосцене", где привычные инструменты артистов: акустические гитары, гусли, колокольчики, какие-то диковинные, но дивно звучащие ударные. Да и в первый день программу на главной сцене закрывала (что очень престижно) именно электронно-этническая группа из Санкт-Петербурга Theodor Bastard. Шаманская, природно-диковинная как небесные стихии, любящая трагедии, полутона и возвышенную грусть. Почти языческая. Многие ли, впрочем, потом сразу заснули, и им не чудились ли в темноте проникновенные плачи и заклинания солистки Яны Вевы?!
Словом всего здесь было вдоволь. И что главное - вволю.
И классика: артисты Тульской филармонии как раз и открывали "Дикую мяту" фрагментом оперы "Русалка" Александра Даргомыжского. И рок: его представляли "Кирпичи", "Несчастный случай", "Сплин", который, правда, снова сыграл свою дежурную летнюю программу. Да Александр Васильев и вел ее одинаковыми словами. О песни "Выхода нет" снова, как и в других сетах сказал: "Давайте будем счастливы, другого выхода у нас просто нет"… Уже дежурно. Хотя, понятно, что от этого ни песня, ни смысл слов хуже не становились…
И реггей, который привольно отыграл российско-украинский дуэт 5’ Nizza. Причем гитарист Сергей Бабкин неожиданно для многих предстал уже блондином с прической в духе панк-рокера Билли Айдола, но своих музыкальных приоритетов при этом, что приятно, все равно не променял…
Конечно, была снова и этника, в частности так популярная у нас балканская, практически рок-цыганщина - Dubioza Kolectiv из Боснии и Герцеговины. И грузины "Мгзавреби", про которых Евгений Гришковец рассказал обозревателю "РГ": "У этих парней - все песни - как тосты!"
Разъезжались все только на третий день. Кто, вспоминая музыку, которая снова объединяла и сдруживала нас. Кто-то, стараясь не забыть узнанный на поле секрет экологически полезной еды, или полученные на одном из мастер-классов уроки игры на балалайке… И даже не скажешь - кто из них чувствовал себя более счастливыми?!