В Вене чествовали Зубина Мету и Дмитрия Хворостовского

Два всемирно известных артиста - дирижер Зубин Мета и баритон  Дмитрий Хворостовский - стали в понедельник вечером главными лауреатами Австрийской премии в области музыкального театра.

Эта премия, организованная по принципу "Оскара", вручалась в понедельник в австрийской столице в четвертый раз. Профессиональное жюри выбрало победителей в 11 номинациях - от молодых талантов и вспомогательных ролей до лучшего спектакля. Кроме того, было присвоено пять специальных премий. Фарфоровую статуэтку неунывающего моцартовского героя Папагено получили, например, оркестр Венской оперы и фестиваль в каменоломнях Санкт-Маргаретен как "лучший оркестр" и "лучший фестиваль". Между номинациями - концертные номера. Шквал аплодисментов вызвал романс Неморино из оперы Доницетти "Любовный напиток" в исполнении члена жюри премии, известного российского тенора Дмитрия Корчака.

Но главными триумфаторами торжества, проходившего в театре "Ронахер", где в Вене обычно идут мюзиклы, стали Мета, получивший приз Lebenswerk - "за труд всей жизни",  и Хворостовский, которого почтили премией медиа, присваиваемой австрийским телеканалом ORFIII.

"Ты - потрясающий певец, певец международного масштаба, удивительный человек," сказал, обращаясь к российскому певцу, один из основателей премии, австрийский баритон Даниэль Серафин. Затем на экране появилось видеопоздравление из расположенной в двух кварталах Венской оперы. Дирижер Марко Армильято и тенор Марчелло Джордани сказали, что не могут быть в этот вечер на церемонии, так как участвуют в спектакле, который посвятят Хворостовскому. К ним присоединился и тенор Петр Бечала.

"Спасибо всем вам, - сказал, обращаясь к залу, Хворостовский, - моя жизнь и карьера происходили в том числе и здесь, в Вене - одном из красивейших городов мира, где публика - одна из самых прекрасных. Я надеюсь, что дам вам возможность насладиться еще многими-многими моими выступлениями в Венской опере".

Именно здесь почти ровно год назад Хворостовский должен был петь в партии Риголетто, когда его выступления были отменены и певец объявил всему миру о своем раковом заболевании.  Поэтому его возвращение на венскую сцену в этом сезоне стало особенно радостным. В апреле он спел здесь концерт из произведений Чайковского, Мусоргского, Бородина и Верди с Уральским филармоническим оркестром и вышел на сцену Венской оперы в "Бале-Маскараде" Верди, а в мае - пел Симона Бокканегру в одноименной опере итальянского классика. И, выходя на поклоны перед восторженно приветствовавшей его публикой, обязательно поднимал пальцы в знаке "victoria" - победа!

"Я не очень избалован разными премиями," - сказал Хворостовский "Российской газете" после церемонии. При этом Вена для него - "особенный город", где он многому научился у своих коллег по сцене. Немаловажно для певца и то, что эту премию он получил из рук друга. "Даниэль Серафин всегда был рядом, в самое тяжелое время. Не было дня, чтобы мы не списывались," - сказал Хворостовский.

О своей учебе в Вене говорил и 80-летний маэстро Зубин Мета, вспоминая как в юности приехал сюда из Мумбая учиться в Венской консерватории. Но главная учеба была  - на стоячих местах в концертном зале Венского общества друзей музыки и в Венской опере, куда он проходил "зайцем", без билета.  "Был один билетер в опере, раненый на войне, который меня ловил, а потом стал моим большим другом", сказал Мета со сцены. С тех пор он продирижировал уже "несколькими поколениями музыкантов Венского филармонического оркестра", и даже у самых молодых нашел чему учиться. "Я бесконечно благодарен!" сказал растроганный маэстро.