Метрополитен объяснил опасность самостроя

Торговый самострой в Москве стал серьезной угрозой безопасности пассажиров метро. Как заявили вчера представители транспортного предприятия, в ближайшее время нужно будет не только снести ларьки, но и провести восстановительные работы на расположенных под ними станциях.

- Убедитесь сами: от здания станции до ближайшего кафе - едва ли пара метров, - говорит начальник дирекции инфраструктуры московского метрополитена Марат Хаков, указывая на окрестности метро "Кропоткинская". - Это не только мешает нормальному проходу к подземке, но и может повлиять на состояние конструкций станции.

Действительно: вокруг "Кропоткинской" расположилось несколько торговых павильонов, кафе и аптека. В конце прошлого года их было еще больше, но многие пошли под снос во время первой волны ликвидации московского самостроя.

- Те павильоны, которые уже снесены, стояли прямо на инженерных коммуникациях, - уточнил начальник управления контроля за объектами недвижимости по ЦАО Госинспекции по недвижимости Алексей Ионкин. - Именно поэтому их решили убрать в первую очередь. Все оставшиеся объекты у метро "Кропоткинская" находятся в охранной зоне метро.

Иными словами, вокруг станций должно быть свободное пространство, чтобы никакие внешние факторы не влияли на метрополитен. "Есть опасения, что эти здания влияют на деформацию подземного перехода метро, - говорит Марат Хаков. - Это может выражаться в виде трещин на стенах, протечках из-за нарушения гидроизоляционного слоя во время строительства зданий, а закончиться их деформацией и разрушениями и уменьшает безопасность".

В 1990-е годы, когда строилось большинство ларьков, об "охранных зонах" особенно не волновались. Да и рычагов влияния на торговцев не было. Но с прошлого года заработала новая редакция Гражданского кодекса, которая позволила признать самостроем строения, расположенные как на самих коммуникациях, так и в охранных зонах коммунальных и транспортных предприятий. Как уже писала "РГ", на этой неделе мэр Сергей Собянин утвердил новый список самостроя, подлежащего сноса. В него вошли 107 объектов, многие из которых как раз приближены к объектам метрополитена.

Кстати

Сносом дело не ограничится. Сотрудники метрополитена сразу начинают проводить восстановительные работы в переходах и вестибюлях, которые находились под самовольными постройками. Как отметил Марат Хаков, такие примеры можно наблюдать у станций "Сухаревская", "Дмитровская" и "Савеловская".