Центробанк одной из причин называет активный рост онлайн-кредитования. Эксперты считают это следствием смягчения условий возврата микрокредитов и ограничения ставок по ним.
В то же время малый бизнес и индивидуальные предприниматели свои аппетиты умерили и теперь обращаются за микрозаймами гораздо реже. В первом квартале свои потребности залезать в долг МФО они снизили на 35-40 процентов по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. У простых граждан картина другая. Здесь рост количества микрозаймов ("кредитов до зарплаты" размером до 45 тысяч рублей на срок до двух месяцев) составил более 50 процентов.
В итоге общий объем достиг 22,2 миллиарда рублей. Выросла и средняя сумма, которая чаще всего необходима для того, чтобы протянуть до зарплаты - с 5,6 тысячи до 6,2 тысячи рублей.
Между тем стоит напомнить, что за безобидной приставкой "микро" в отношении подобного кредита скрываются далеко не маленькие ставки - около 2 процентов в день или свыше 600 в год!
Проще говоря, заняв у МФО, купившись на агрессивную рекламу, 6 тысяч рублей сегодня, через две недели должен будешь вернуть 7 с половиной. Как отметил в беседе с "Российской газетой" вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов, у МФО всегда был и остается свой клиент, которому деньги нужны позарез, но из-за плохой кредитной истории, "серой" зарплаты или кучи других долгов обычные банки взаймы не дадут. При этом, как отмечает эксперт, тот факт, что за подобными кредитами стали меньше обращаться частные предприниматели, вряд ли можно считать положительным. Частники отказываются от кредитов просто потому, что падает спрос на их продукцию и услуги, поскольку большая часть их бизнеса сосредоточена в сфере оптово-розничной торговли.
Между тем глава управления розничных продуктов департамента розничного бизнеса "Локо-Банка" Наталья Павлунина объясняет ситуацию различием сравниваемых периодов. Дело в том, что на первый квартал 2015 года пришелся период начала "кредитной перезагрузки": ставки по займам вслед за ключевой ставкой Центробанка РФ взлетели до такого уровня, что были мало интересны клиентам. Кроме того, были ужесточены требования к заемщикам, часть из которых сразу потеряла интерес к займам. Поэтому кредитование буквально "заморозилось", как в банках, так и в микрофинансовом секторе. "Однако к началу 2016 года рынок кредитования заметно восстановился", - полагает она.
Комментируя снижение интереса со стороны бизнеса, управляющий партнер компании Kirikov Group Даниил Кириков напоминает, что в большинстве случаев микрокредитование используется предпринимателями и юрлицами не для инвестиций в производство, а для пополнения оборотных средств.
То есть речь идет по большому счету о стоящих на грани кризиса производствах, вероятность банкротства которых весьма высока. Отсюда и опасения со стороны кредиторов, которые стремятся избежать лишнего риска, тогда как бизнес лишается еще одного источника инвестиций.
К тому же, по его словам, добиться возвращения долга от физлиц гораздо проще, чем от предпринимателя. Эта категория заемщиков, как правило, берет краткосрочные кредиты в небольшом объеме, что заметно снижает риск по сравнению с выдачей средств бизнесу.