Пилоты Ил-76 могли врезаться в сопку из-за дыма

У МЧС - тяжелая утрата. Российские спасатели потеряли на Байкале 10 своих коллег и тяжелый транспортный самолет Ил-76. Теперь об этом можно говорить как о факте. Два дня поисков закончились, а с ними и все надежды. Сгоревший почти дотла самолет, от которого остался только хвост да небольшая просека из поваленных деревьев - вот и все, что обнаружили наземные группы поисковиков на месте трагедии. Этот день в Иркутской области объявлен днем траура.

Байкал горит не первый год. И с левого иркутского берега, и с правого бурятского, тайга каждое лето полыхает, как только начинается жара. Места тут труднодоступные, дорог нет, а густой лес и крутые сопки затрудняют любую противопожарную деятельность. Тушить можно только с воздуха, причем с колоссальным риском. Каждый вылет - как подвиг. Недаром командир разбившегося судна Леонид Филин был кавалером двух орденов Мужества и многочисленных медалей, как государственных, так и ведомственных.

Дело в том, что в районе Байкала всегда очень сложные метеоусловия. Холодное даже летом озеро, можно даже сказать студеная водная гладь, и колоссальной температуры от горения тайга создают в этих местах сумасшедшие воздушные потоки. Летать тут для тех, кто боится воздушных ям и турбулентности, - сплошное мучение. Отстегиваться от кресла нельзя ни на минуту. Трясет и кидает постоянно.

В таких сложных условиях работал экипаж Леонида Филина. Его Ил-76 не вышел на связь после очередного сброса воды. На борту были 10 человек. Все опытные пилоты. Сигналов бедствия они не подавали. Немедленно начались поиски. Примерный район был известен. 16 воздушных судов весь первый день поисков облетали однообразную тайгу. Безрезультатно. Возвращавшиеся поисковики сообщали одно и то же - ничего не видно. Задымление от лесных пожаров настолько плотное, что просто молоко. На второй день поисков тактику изменили - в предполагаемый район падения отправили три поисково-спасательных группы. Эти усилия и дали результат. Наземные группы расспросили местных жителей, которые были свидетелями последнего полета Ил-76, и те сориентировали спасателей, сузив поиски до минимума. Остальное было делом техники. В указанном квадрате на склоне сопки примерно в 9 километрах от поселка Рыбный Уян пилот вертолета Ми-8 сквозь пелену заметил огромный хвост. На спусковых устройствах из зависшего на 40-метровой высоте борта спустили десантников.

Затем к месту падения Ил-76 отправили еще один Ми-8. Он взял на борт оперативную группу Сибирского регионального центра МЧС России, группу отряда "Центроспас", центра "Лидер" и Сибирского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России. К тому времени десантники на месте крушения уже частично вырубили лес, освободив место под площадку. Также были обнаружены "черные ящики" разбившегося самолета и фрагменты тел пилотов.

Вскоре на место прибыли и следователи СКР, и специалисты МАК. Теперь эта группировка примерно из ста человек, которая не один день проведет на месте крушения, будет собирать по крохам все останки пилотов и части фюзеляжа.

Как только самые худшие опасения подтвердились, на место трагедии вылетел и глава МЧС России Владимир Пучков. До этого группировку на месте возглавлял его заместитель генерал-лейтенант Леонид Беляев. Он уже не один день руководил и продолжает руководить проведением пожарных работ, которые, кстати, не останавливались ни на минуту. Тайга полыхает и нельзя допустить, чтобы огонь подошел к населенным пунктам.

Вместе с тем по характеру вывала леса и расположению обломков специалисты делают первые предположения о том, что же случилось в Ил-76. По скошенным верхушкам деревьев в направлении движения самолета можно предположить, что после сброса воды Ил не смог набрать высоту. Пилоты то ли не видели из-за дымки склон близкой сопки, то ли рассчитывали, что после освобождения от 41 тонны воды самолет станет легче и двигатели справятся с быстрым набором высоты. Но могло получиться так, что раскаленный воздух не позволил реактивным турбинам набрать тягу. Ил-76 задел верхушки деревьев и рухнул.

К слову, бывало, что потоки перегретого пара от единовременного сброса воды на горящий лес даже переворачивали самолет. Так было однажды в Японии .

Как именно было с нашим Ил на Байкале, установит следствие. Но главное, что погибли 10 опытнейших пилотов. Ознакомиться с данными погибших героев можно на сайте "РГ". В МЧС уходят от формулировки о количестве обнаруженных тел. К сожалению, приходится иметь дело только с органикой. Кому принадлежали найденные части тел, установит только экспертиза.