Такая норма содержится в Кодексе об административных правонарушениях и вступила в силу 3 июля. До этого момента фирмы, поставляющие серую электронику, наказывали штрафом до тысячи рублей. Впрочем, и сейчас не так уж и много получается, если учитывать барыши от левых гаджетов. Но, оказывается, штрафы - это только "разминка". Как сообщил Духовницкий, теперь будет возможность конфисковывать несертифицированные девайсы.
Эксперты считают, что ужесточение санкций для поставщиков "серой" техники поможет сократить случаи продажи несертифицированных гаджетов, но победить это зло не в состоянии. "Штраф хоть и повысили, но он существенно меньше той выгоды, которую получают поставщики от продажи несертифицированных гаджетов, - соглашается эксперт центра "Общественная Дума" Сергей Литвиненко. - Конфискация, правда, является более серьезным наказанием. Но ее можно будет обойти, ведь не вся продукция у нарушителей с собой. Кроме этого уровень коррупции в этой сфере высок, поэтому некоторые продавцы смогут договориться и избежать наказания".
А если торговля происходит через Интернет, то наказать кого-либо будет еще труднее. По мнению эксперта, для более результативной борьбы с этим рынком нужно еще больше ужесточать наказание и повышать контроль, в том числе за сферой интернет-торговли.
Серый рынок в России полностью зависит от новинок. Покупатели часто хотят приобрести гаджет одними из первых, и "серые" игроки пользуются ситуацией, ввозя флагманские гаджеты и устройства высоких ценовых сегментов "в обход" официальных каналов. "Флагманские смартфоны являются самыми популярными у "серых" игроков, если говорить об электронике. Обычно этот всплеск может длиться несколько недель с момента мирового старта при условии, что продажи в России стартуют после общемировой премьеры, - рассказал "Российской газете" представитель крупного российского ретейлера электроники Сергей Тихонов. - Официальные же продавцы получают устройства непосредственно у продавца гаджетов или его представителя на территории России. Гаджеты имеют всю необходимую документацию, разрешения и гарантию производителя". Производители и ретейлеры платят налоги с поставленных устройств, ввозя их официально. "Серые" игроки налогов не платят, отсюда более низкая цена.
Есть ряд рисков приобретения несертифицированных гаджетов. Первый. Пользователь получает неофициальное устройство, которое может просто не быть предназначенным для этого рынка. "Например, смартфон может не поддерживать определенные частоты. Или авторизованные сервисные центры могут отказать покупателям в обслуживании устройства по гарантии, так как "серые" продавцы далеко не всегда сотрудничают с официальными сервисами производителя, - пояснил Сергей Тихонов. - Если человек пойдет с неисправным "серым" аппаратом в сервисный центр, то клиент может лишиться гарантии производителя, которая распространяется только на официально ввезенные аппараты".
Риск второй. Опасность "серой" электроники, по мнению главы Россвязи, заключается и в том, что такие устройства могут нести угрозу безопасности в Интернете. "Большое количество абонентских устройств сейчас завозится по так называемым "серым схемам" и попадает к нам в руки, в том числе и к нашим детям, - отмечал Духовницкий в начале лета. - Проблемы могут возникнуть не только из-за некачественного контента, но и из-за самого оборудования, потому что оно не прошло соответствующую процедуру декларирования и как минимум может не соответствовать необходимым тактико-техническим характеристикам". По его словам, в несертифицированных устройствах также могут содержаться некоторые незадекларированные возможности: "Если телефон будет внезапно сам включаться и выключаться, отправлять куда-то место вашего расположения, внезапно будет включаться диктофон, камера, тогда уже возникает вопрос безопасности персональных данных".
Риск третий. Помимо вполне конкретных опасностей покупка товара у "серого" продавца просто неудобна. "У неофициальных продавцов часто нужно заплатить за доставку и получить товар за несколько дней, а в случае с регионами этот срок увеличивается еще больше, - заметил Сергей Тихонов. - Кроме того, ряд интернет-магазинов просто не доставляют товар. Покупателю придется ехать в точку самовывоза и забирать товар самостоятельно просто потому, что у магазина нет такой услуги".