В ЕАЭС в скором времени начнется маркировка меховых изделий

Скоро на территории Евразийского экономического союза начнется пилотный проект по маркировке меховых изделий идентификационными знаками с радиочастотными метками. По результатам "пилота" такая маркировка может быть распространена на самый широкий круг изделий народного потребления, производимых на территории ЕАЭС и ввозимых. Цель проекта - максимально сократить объемы нелегального производства и оборота товаров. Соответственно, улучшить качество продукции и увеличить налоговые поступления.

На сегодняшний день в мире используются различные технологии для маркирования и идентификации товаров и грузов в таможенных и логистических целях. В данном случае идентификационные знаки представляют собой пластиковые марки с RFID-метками (Radio Frequency IDentification - радиочастотная идентификация). На них записывается вся информация о товаре, она вшивается или подвешивается на изделие. На таможне информация считывается и сопоставляется со сведениями, указанными в таможенной декларации.

Марки будут двух цветов: зеленая - товар произведен на территории Евразийского союза, красная - импорт. Кстати, уже создано мобильное приложение для телефонов, с помощью которого любой покупатель может в магазине с такой марки считать информацию и понять, насколько товар законен. Это дает гарантию его качества и безопасности для здоровья.

Сейчас марки можно приобрести у Гознака. На пилотный период Гознак является единственным эмитентом. Цена одной марки - от 15 до 22 рублей. Подделать такую марку, как уверяет Гознак, невозможно - у нее несколько степеней защиты. Более того, любое вмешательство в этот знак (марку) влечет утрату этого знака. Снять, перешить, переклеить - нарушается содержание информации. Во всяком случае, пока попытки подделки не зафиксированы.

8 сентября прошлого года в городе Гродно было подписано Соглашение о реализации в 2015-2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха". На данный момент соглашение ратифицировали четыре из пяти стран ЕАЭС. Осталась Киргизия. Там соответствующий акт находится на подписи.

Следует сказать, что при разработке соглашения за основу был взят опыт Беларуси. Здесь маркировка товаров идентификационными знаками началась еще в 2005 году. Перечень продукции, подлежащей маркировке, обширный. В него входят соки, пиво, безалкогольные и слабоалкогольные напитки, кофе, чай, растительное масло, икра осетровых, рыбные консервы, моторные масла, обувь, мобильные телефоны, часы и другое. Маркировке подлежат как импортируемые, так и отечественные товары. Маркировка осуществляется производителем или импортером до ввоза товара на территорию страны.

Результаты впечатляют. Легальные участники рынка в Беларуси констатируют значительный рост прибыли от введения данной системы в 2-4 раза, поскольку теневики вынуждены отказаться от сбыта контрафактной и незаконной продукции.

А пока в России и Беларуси идет эксперимент, чтобы участники внешнеэкономической деятельности привыкли к новому порядку маркировки. В России в нем принимают участие более 350 производителей и импортеров меховой продукции. Они в добровольном порядке в налоговой декларации указывают номера контрольных (идентификационных) знаков.

Прямая речь

Галина Леонтьева, первый замначальника Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России:

- Маркировка не должна рассматриваться как обременение. Помимо оздоровления отрасли и повышения бюджетной составляющей она даст положительный эффект и для самих участников рынка. Как показывает опыт Беларуси, это реальное в разы увеличение прибыли у легальных игроков. Благодаря использованию RFID-технологии на таможенный контроль будет тратиться значительно меньше времени.

Процедура маркирования и система контроля направлены на создание чистого рынка в данной категории товаров. Участники ВЭД в большинстве своем заинтересованы в чистоте рынка и очень позитивно относятся к этой системе маркирования, возлагают надежды на то, что им будет легче как с точки зрения доказательств перед контролирующим органом, так и с точки зрения увеличения оборота законного производства и импорта.

Почему начали работу с меховых изделий? Идентификационная марка стоит недорого, и на цене, например шубы, она практически не скажется. Конечно, будут затраты на транспортировку, на нанесение марки, но рост прибыли от легальных продаж будет значительно больший, нежели затраты на маркировку. Упростится порядок вывоза контрольных знаков (сейчас упрощенный порядок используется для акцизных марок). Это для того, чтобы иностранный производитель смог вшить данные марки непосредственно на своем заводе. Сейчас это предложение прорабатывается в Евразийской экономической комиссии.