Два российских фильма также не остались незамеченными. Во-первых, "Коллектор" Алексея Красовского получил приз Fedeora, присуждаемый федерацией кинокритиков стран Европы и Средиземноморья за лучшую работу в конкурсе "На Восток от Запада" (это одна из специальных конкурсных программ, в рамках которой показываются лучшие фильмы режиссеров стран Центральной и Восточной Европы). И, во-вторых, "Зоология" Ивана Твердовского уехала из Чехии со специальным призом жюри фестиваля. В общем-то, с утешительной наградой для молодого и очень многообещающего режиссера, в 2014 году уже побеждавшего здесь со своей дебютной полнометражной картиной "Класс коррекции" и увозившего "На восток от Запада" главный приз.
"Синдром второго фильма" сработал не совсем в его пользу: после оглушительной ленты о "нестандартных подростках", снятой по мотивам повести Екатерины Мурашовой, сложно было придумать что-либо более пронзительное и так сильно бьющее наотмашь, чем "Класс коррекции". И на свет появился надуманный гипертрофированный сюжет, как-то по-детски навороченный и по-взрослому правдоподобно психологически разработанный. История "Зоологии" (производство Россия, Германия, Франция, компания "Новые люди") задумывалась под актрису Наталью Павленкову (в "Классе коррекции" она играла одну из матерей), и здесь ей пришлось пробовать себя в гремучей смеси жанров психологического триллера и фантастического гиперреализма. У ее новой героини - одинокой бездетной женщины - вдруг вырастает хвост. То есть буквально: однажды очнувшись от обморока, пожилая неухоженная тетка в довершение ко всем своим обычным проблемам вдруг обнаруживает у себя отвратительный отросток до колен. Работает она в зоопарке, и то, что сближает ее с животными, в обществе людей делает женщину изгоем: по городу ползут слухи о бесноватой или какой-то ведьме, встреча с которой обещает большие неприятности. От нового органа оказывается не так-то просто избавиться; и хвост тем временем живет своей жизнью, описывая невероятные траектории и постоянно вторгаясь в личное пространство его несчастной обладательницы.
Снято все это в реалистичной манере, ведь на самом деле картина подробно рассказывает о том хвосте комплексов, которым любой человек обрастает в зрелом возрасте и который сильно мешает ему жить. Для кого-то хвост - это постоянный стресс. Для кого-то - это неразрешимая проблема, почему нас любят совсем не за то, за что бы мы хотели. Для кого-то - это продолжение истории про гоголевский нос. "Для меня это вообще фильм про целлюлит: одним стыдно жить половой жизнью с целлюлитом, другим - с хвостом", - замечала генеральный продюсер картины Наталья Мокрицкая еще на российской премьере фильма на "Кинотавре".
"Коллектор" - это фильм уже про неметафоризированные человеческие проблемы, с которыми в обычной жизни приходится сталкиваться гораздо чаще, чем с хвостами в зоопарке и вне его пределов. Режиссер Алексей Красовский, как утверждал, снимал картину не столько про коллектора, сколько про изломанную человеческую судьбу. "Большинство людей сегодня живут в долг, - рассказывал он. - И профессия коллектора не вызывает у них никакой симпатии. Полюбить такого персонажа гораздо сложнее, чем, скажем, врача или полицейского. Это вызов, который принял я как автор сценария и режиссер и, надеюсь, Константин Хабенский как исполнитель роли".
Герой Хабенского - работающий с самыми крупными должниками коллектор, и добивающийся результатов самыми изощренными психологическими методами (никакого физического насилия, только психическое давление). Это даже и не коллектор в привычном понимании - психотерапевт, виртуозный манипулятор людьми. Но однажды он сам оказывается в западне: жена человека, покончившего с собой после разговоров с коллектором, решает ему отомстить. И делает это талантливо - обрабатывает его не хуже, чем он своих "подопечных" должников. Профессионал, легко меняющий маски, сам становится жертвой и оказывается на краю: от него в минуту отворачиваются знакомые, работодатели, близкие люди. Создателей фильма интересует не столько то, как поведет себя человек, оказавшийся в экстренной ситуации, сколько реакция окружающих его людей, - пройдут ли они проверку на преданность? Достигается это в фильме необычным образом, ведь Константин Хабенский играет главную и на самом деле единственную роль: заявленные в афише Игорь Золотовицкий, Полина Агуреева, Дарья Мороз, Евгений Стычкин и многие другие - лишь закадровые голоса из телефонной трубки. С которой коллектор ведет разговор на протяжении одной и последней в своей жизни ночи.
С жанром монофильма Константин Хабенский справляется блистательно: ему здесь есть что играть и на основе чего выходить на высший актерский пилотаж. И режиссуру авторы фильмов - и Алексей Красовский, и Иван Твердовский, представлявшие кино России в Чехии, демонстрируют уверенную, крепкую, конкурентоспособную. С поведением людей только немного запутались: что реально сложнее для человека - разобраться с конкретными долгами - финансовыми или моральными, или отрезать невесть откуда отросшие хвосты комплексов? И в "Коллекторе", и в "Зоологии" вопрос: может ли человек измениться за одну ночь, решается радикально. Как - об этом скоро все узнают. Когда после международных фестивальных вояжей картины появятся в российском прокате.