В ЛНР и ДНР проведут праймериз

Пока политический класс Киева ищет отговорки и причины не исполнять политическую часть Минских соглашений, включающую, напомним, и обязательство провести в "отдельных районах Донецкой и Луганской областей" местные выборы, народные республики Донбасса сами озаботились формированием своей власти. Первым шагом станут праймериз, о начале которых объявили на днях руководители Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР).

В отличие от Украины, окончательно отказавшейся от мажоритарной избирательной системы, репетиция выборов на территории ДНР и ЛНР пройдет именно по схеме самовыдвижения беспартийных кандидатов. Именно это больше всего не нравится представителям Киева в Трехсторонней контактной группе на переговорах в Минске, настаивающим, что в выборах под эгидой ОБСЕ должны обязательно участвовать кандидаты от украинских партий, включая те, которые вещают о "войне до победного конца". При этом они цитируют Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, где в п.4 говорится о проведении выборов в "соответствии с украинским законодательством".

"В соответствии - не значит "по украинскому законодательству". Киев в своей манере вольно трактует Минские соглашения, хотя уже и США, и Берлин с Парижем объяснили им эту тонкость и ждут от Верховной рады согласованного с Донецком и Луганском специального законодательства для этого конкретного случая", - напомнил "РГ" суть конфликта директор Агентства стратегических коммуникаций Олег Бондаренко. Объявив праймериз, республики, по мнению эксперта, с одной стороны, принуждают Киев к выполнению своих обязательств, а с другой - демонстрируют ОБСЕ и миру, что жизнь на их территории продолжается, в том числе экономическая и административная.

Нежелание республик принимать украинскую пропорциональную систему объясняется не только невозможностью применить ее на практике - в ДНР и ЛНР нет официальных партий, но и мировоззренческими расхождениями. Ведь большая часть сегодняшних украинских проблем заложена именно в партийной системе, живущей на деньги конкретных олигархов и отстаивающей их интересы. Именно из-за опасения избрания неуправляемых депутатов-самовыдвиженцев, транслирующих истинные интересы народа, новые киевские власти и отказались от мажоритарной системы даже на местных выборах. Тогда как для молодых квазигосударств, тем более имеющих в названии слово "народные", формирование политического класса, его первого поколения, возможно только путем самовыдвижения популярных и знающих нужды народа людей. Праймериз на Донбассе в Киеве уже поспешили назвать противоречащими Минским соглашениям. "Да, о праймериз там ничего не сказано, речь идет о полноценных выборах. Но они никоим образом Минским соглашениям не противоречат, поскольку они не регулируют внутреннюю политику республик. Тем более странно слышать такие претензии от Киева, нашедшего в этом документе упоминание об освобождении Савченко и многом другом, о чем в "Минске-2" не говорится", - пояснил "РГ" эксперт Института стран СНГ Денис Денисов.

Действительно, ОБСЕ пока не отреагировала на намерение Донецка и Луганска провести праймериз. Под вопросом и участие наблюдателей организации в них. "ОБСЕ приглашена, а будет или нет наблюдать - покажет время. Самим республикам эта репетиция выборов нужна больше, чем ОБСЕ. Население сможет воспользоваться инструментами прямой демократии, которые четверть века не работали, сравнить с тем, что было при власти Киева, выберет действительно народных кандидатов в депутаты. Есть и технологический момент - выборы под эгидой ОБСЕ рано или поздно состоятся, и их механику нужно отработать, чтобы провести быстро", - считает Денис Денисов. Немаловажен и социологический фактор, поскольку праймериз - это, по большому счету, масштабный и глубокий соцопрос, в ходе которого избиратели и кандидаты формулируют волнующие общество проблемы. И именно их решение станет в перспективе программой действий для новой политической элиты республик.