Долги за ЖКХ испортили репутацию неплательщиков

Поставщики коммунальных услуг начали массово передавать сведения о злостных должниках в бюро кредитных историй.

Они надеются, что это послужит гражданам уроком и заставит их платить по счетам. Однако эксперты констатируют, что при всем наборе имеющихся сегодня способов влияния на неплательщиков, проблема долгов населения за услуги ЖКХ пока остается нерешенной.

Поправки, разрешающие заносить в кредитную историю россиян сведения о неплатежах за коммунальные услуги, вступили в силу чуть больше года назад. Активно же использовать новый метод "кнута" коммунальщики стали совсем недавно. К настоящему моменту это сделали более 50 поставщиков из 10 регионов. Такие данные приводит Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). Если же говорить о количестве неплательщиков, то это более шести тысяч человек, в отношении которых имеется неисполненное в десятидневный срок судебное решение о взыскании долга за поставленные комуслуги. При этом средний размер долга, подлежащего взысканию, превышает 44,5 тысячи рублей.

При анализе поступивших сведений специалисты НБКИ также выяснили, что более 70 процентов злостных неплательщиков за коммунальные услуги являются активными банковскими заемщиками.

В среднем каждый такой гражданин получал не меньше девяти кредитов, из которых как минимум три действующие. При этом платежная дисциплина таких заемщиков крайне низка, отмечают специалисты. Около 79 злостных неплательщиков за коммунальные услуги обслуживают с нарушениями и банковские кредиты. Хотя теперь они по крайней мере не смогут взять новые займы. Невыплаченный коммунальный долг влияет на состояние кредитной истории так же негативно, как и банковский, пояснили "РГ" в НБКИ.

Сейчас задолженность населения за комуслуги составляет более 251,2 миллиарда рублей. "Самые большие долги в этой сфере сформировались по платежам за тепло и электроэнергию", - отмечает президент "Секвойя кредит консолидейшн" Елена Докучаева. По ее словам, это объясняется во многом климатическими условиями России: в ряде регионов нашей страны отопительный сезон длится большую часть года. "В это время активно потребляются дорогие топливно-энергетические ресурсы, а это, в свою очередь, в целом отражается на размере задолженности", - поясняет Докучаева.

В числе основных причин роста просроченной задолженности населения за комуслуги эксперты называют два фактора: постоянное повышение тарифов при снижении реально располагаемых доходов и несоответствие цены и качества предоставляемых услуг. "Около 15-30 процентов жителей страны относятся к категории хронических неплательщиков за услуги ЖКХ, то есть тех, кто за них принципиально не платит", - констатирует Докучаева. При этом добавляет, что доля таких граждан в последнее время постепенно снижается благодаря специальным мерам, применяемым государством, - введению штрафных санкций, ограничению выезда за границу, а также за счет активной работы управляющих компаний. "Если еще несколько лет назад проблема постоянно увеличивающейся задолженности не вызывала озабоченности со стороны поставщиков ресурсов и управляющих компаний, то сейчас пришло четкое понимание, что необходимо принимать меры по взысканию задолженности с неплательщиков", - говорит собеседница "РГ".

По закону, поставщики комуслуг могут лишать злостных неплательщиков привычных благ цивилизации. Разумеется, при условии, что это не помешает другим жильцам. Как уточняет Софья Танина, адвокат "Национальной юридической службы", отключение возможно, если коммунальщики письменно уведомили должника о том, что он обязан погасить задолженность в течение 20 дней, и предупредили о планируемом отключении. "Это уведомление направляют по почте заказным письмом с описью вложения либо вручают под расписку должнику, - говорит Танина. - Если должник не гасит задолженность в этот срок, управляющая компания вводит временные ограничения по коммунальной услуге - если есть техническая возможность - письменно уведомив жильца за три дня до ограничения. Если технической возможности ввести ограничения нет, отключение автоматически происходит через 30 дней". При этом услугу обязаны предоставить снова в течение двух календарных дней с момента полного погашения задолженности.

"Если речь идет об ограничении поставки комуслуг, то чаще всего выбирается такой вариант, как отключение канализации", - говорит Елена Докучаева. Дело в том, что отключение водоснабжения или отопления в отдельно взятой квартире многоквартирного дома нередко технически невозможно, поэтому такая мера применяется только в частном секторе. А вот ограничить должника в пользовании канализацией с помощью специальной заглушки, установка которой даже не требует доступа в квартиру, можно без создания неудобств для соседей.

Впрочем, к реальным отключениям поставщики услуг прибегают редко. В среднем, по словам Елены Докучаевой, на 50-70 должников применяется лишь одно отключение.

Инфографика РГ/Антон Переплетчиков/Юлия Кривошапко