О том, что согласие есть, накануне заявил первый замминистра энергетики Алексей Текслер. "Есть еще cпорные моменты, но основные подходы согласованы. Есть спорные моменты по деталям. Но я чувствую, что есть потенциал договориться", - отметил он, добавив, что закон вполне реально принять до начала зимы.
Разночтения действительно были. Так, например, минэнерго считало, что налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) необходимо заменить налогом на финансовый результат. И применить это для тех месторождений, которые уже практически выработаны. В этой ситуации добыча стоит серьезных денег, и, соответственно, рентабельность процесса низкая. В министерстве считали, что сначала надо посмотреть, как такой налог будет действовать на нескольких тестовых проектах, а уже потом решать, стоит или нет распространять его на всю отрасль.
Минфин в свою очередь предложил собственный налог - на добавленный доход. При этом финансовое ведомство считает, что надо распространять новую налоговую систему на всю нефтяную отрасль сразу, без всяких тестовых месторождений.
Начиналось все с того, что налогом облагался не результат деятельности, а фактически общее финансирование того или иного проекта, напомнил ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев.
"Идея нового налога состояла в том, чтобы изменить саму систему, оперев ее на результат деятельности, а не на общие затраты по достижению этого результата. Предложение исходило от нефтяных компаний, его долго обсуждали, и я такой вариант считают одним из самых разумных", - уверен эксперт.
При этом, продолжает он, минэкономразвития должно было подогнать все таким образом, чтобы бюджет ничего не терял.
"Безусловно, для тех, кто развивает производство и запускает новые проекты, налогообложение снизится. Для тех, кто находится в состоянии стагнации, налоги возрастут. Но в целом по отрасли объем собираемого нового налога сильно измениться не должен", - уверен Рустам Танкаев.
Обычному россиянину изменения в этой сфере ничего не принесут, считает он, но при одном условии.
"Если в новую систему не заложены избыточные налоги, если общая сумма собираемых налогов не вырастет по сравнению с тем, что было при прежнем варианте налогообложения, то для россиян ничего не изменится. Однако если налог вырастет, то население будет расплачиваться за это наравне с нефтяниками, но на своем этаже. И этим этажом могут стать цены на бензин на АЗС", - считает он. Хотя, конечно, резюмирует эксперт, "стоимость топлива сегодня в целом все-таки меняется, потому что у нас цена литра ниже, чем у всех наших соседей. В результате на рынке периодически возникает дефицит, и это приводит к росту стоимости бензина и солярки на АЗС".
На этом фоне мировой опыт однозначно не подтверждает факта, что объемы налоговых поступлений изменились из-за тех или иных реформ. С одной стороны, например, в Великобритании отменили роялти в 2004 году, и уже в 2005 году налоговые поступления увеличились на 9 миллиардов фунтов. В США ускоренное списание затрат на бурение по сути привело к сланцевой революции. Однако за это время ведь выросли и цены на нефть, влияние могли оказать и другие факторы.