Шутка ли, создать символ Олимпиады-80. Вы работали по спецзаказу? По приказу партии?
Виктор Чижиков: Я тогда работал в издательстве "Детская книга" и ничего не знал о конкурсе олимпийского талисмана. Все произошло случайно. Моего друга Володю Перцова встретил один из руководителей Союза художников и рассказал, что в Олимпийский комитет пришло уже 40 тысяч косолапых, а за то, что талисманом Олимпиады должен был быть медведь, проголосовали телезрители, а комиссия не может найти годного. Вам бы, детским художникам, тоже бы принять участие. Срок - месяц. Где-то за неделю мы нарисовали карандашные эскизы - более 100 медведей и отнесли в Олимпийский комитет. Спустя какое-то время жена встречает Перцова на улице, спрашивает: "Вовка, ты что такой грустный?" Тот отвечает: "Только что узнал, что Витькин медведь прошел, а мой нет".
Сначала выбрали ваш эскиз, а потом были какие-то особые указания по корректировке образа?
Виктор Чижиков: Мне надо было нарисовать медведя, который не похож ни на одного нарисованного тысячами художниками. Это трудная задача, и она тоже передо мной стояла. Нашу страну ни в коем случае не должны были обвинить в плагиате. И Мишка, слава Богу, выдержал экзамен. Никто и не пикнул, что он похож на другого медведя.
Ваш Мишка очень отличается от тех, каким его представляла миру зарубежная пропаганда.
Виктор Чижиков: Русского медведя часто использовали в политической карикатуре. Это был непотребный, хамский медведь. Мне же хотелось сделать оптимистическое изображение, и чтобы он вызывал лучшие человеческие чувства. Я долго не мог передать "олимпийскость" Мишки. Сначала думал нахлобучить на него разноцветную кепку - каждый клин по цвету флага стран-участниц Олимпиады. Но из-за кепки не видно ушей. Повесить на шею медали? Но их всем талисманам вешают. Бобер в Канаде тоже с медалями был. Говорили, что Мишку я срисовал со своего соседа по дому, композитора Валерия Зубкова. Или с Евгения Леонова. Я и не спорил, хорошие люди и тот, и другой. На самом деле Мишка с олимпийским поясом мне приснился. Так не раз бывало, когда я работал над образом. Главное - сразу проснуться и нарисовать, потом забудешь. В августе 1977 года в Москве состоялась выставка, на которой были представлены 64 мишки. Туда приехал президент МОК лорд Майкл Килланин. Он смотрел, смотрел и вдруг прямо у моей работы остановился и сказал: "Так вот же он!" Это мне рассказал корреспондент одной газеты, который при этом присутствовал.
Из Олимпийского комитета позвонили только через месяц, вероятно, ждали одобрения партии: "Виктор Александрович, поздравляем, ваш медведь утвержден". Вот и вся краткая биография медведя. Правда, нервов было потрачено много.
Вы имеете в виду оформление авторских прав?
Виктор Чижиков: Юридически ничего не было оформлено. Мне предложили подписать документы, что я выполнил работу под названием "Забавный медвежонок".
Выдали 1300 рублей в кассе Олимпийского комитета и еще какие-то деньги пришли на сберкнижку. Всего я получил около 2 тысяч рублей. Хотя талисман взвалил на себя 90% олимпийской пропаганды. Но главное не это. После Олимпиады-80 отношение к нам в мире заметно улучшилось, и немалую роль в этом сыграл Мишка. Мне выпала необычная миссия, и свою работу я сделал хорошо. Это была редкая удача. Я его люблю как свое дитя. И я очень благодарен режиссеру Олимпиады-80 Туманову за великолепное изображение медвежонка на трибунах. Помните, когда у него катится слеза? Сходство не было искажено, чего не скажешь о резиновом Мишке, который улетал со стадиона. Я бы задал совсем другие пропорции.
Образ Мишки потом тиражировали по всему миру. Я не удивлялся, когда видел его в другом обличье. В виде флакона духов, например. Или на коробке спичек. А в Праге мой Мишка рекламирует Музей коммунизма. Причем изображен на плакате с автоматом Калашникова. Хотя в глазах моего Мишки - надежда на мир.
Моряки торгового флота рассказывали, что, будучи в Полинезии, подарили плакат с Мишкой вождю папуасов. Это были места, которые посещал Миклухо-Маклай. Смешно.
Вы были парень не промах, сразу пришли в "Крокодил" к Кукрыниксам.
Виктор Чижиков: И принес целый чемодан своих рисунков. Я тогда увлекался политической карикатурой и подражал Борису Ефимову. Руки-крюки, тяжелые ботинки у поджигателей войны. Кукрыниксы стали меня отчаянно ругать за подражательство: неужели сам не можешь придумать, как ботинки нарисовать? А на самом дне чемодана лежали шаржи на одноклассников. Вот их Кукрыниксы похвалили: Вот так и рисуй! А пользоваться чужими вещами некрасиво. Такой вердикт был для меня словно оплеуха, но запомнился на всю жизнь. Чтобы избежать плагиата, Куприянов советовал почаще смотреть вокруг себя. Едешь в метро, запоминай яркие типажи и старайся их каждый вечер зарисовывать.
И кого вы встречали на эскалаторе?
Виктор Чижиков: Всех там можно увидеть. Взять "Идиота", князя Мышкина, и такие встречаются. Вий? Сплошь и рядом. Люди вообще часто похожи на животных. А вот рисовать смешно женщин я зарекся, и вот почему. В институте мы устроили выставку шаржей на девушек нашего курса. Это вызвало такую бурю гнева... Девушки ополчились и вынесли свой "приговор". Много позже, когда я работал в "Крокодиле", мне позвонила Рина Зеленая, сказала, что ее направил ко мне Виктор Ардов - нарисовать шарж для журнала "Советская женщина". Я отказался, заметив, что в женщинах я вижу только животное. "Прекрасно, - я только что сыграла Черепаху Тортиллу, меня этот вариант устраивает", - сказала Рина Зеленая. Так я и нарушил табу.
Ваши персонажи добрые, забавные и с ними весело. Обожаемый всеми Кот Матроскин - таких обаяшек сейчас остро не хватает в детской литературе.
Виктор Чижиков: У нас в стране была очень сильная школа детских иллюстраторов, и мы постоянно друг с другом встречались в том же Доме творчества. Два месяца повалять дурака, тем более для художника, который рисует веселые вещи, очень важно. Ну и учились друг у друга. Обычно художники привозили с собой кучу энциклопедий и справочников. Допустим, тот, кто иллюстрировал Вальтера Скотта, - справочник старинного оружия. Но если знали, что приедет Вениамин Лосин, никто ничего не брал, потому что Лосин сам был человек-энциклопедия. Если изображал пуговицу, то она была того времени, о котором шла речь. Все иллюстраторы, пребывавшие в Доме творчества, шли за советом к ним.
Когда рисуешь для детей, надо быть предельно образованным и не давать ребятне искаженную картину мира.