При этом отечественные операторы списывают деньги даже за перевод средств с одного мобильного на другой, чего не встретишь на территории других государств. Об этих и других навязанных услугах говорится в исследовании аналитического агентства "ТелекомДейли".
По оценкам экспертов, совокупный объем рынка мобильных финуслуг в нашей стране по итогам 2015 года составил 70,4 миллиарда рублей. Сюда входят и переводы коммунальных платежей, оплата проезд, но не все они бесплатны. Ту же плату за перевод денег с одного мобильного счета на другой один сотовый оператор берет в зависимости от суммы (к примеру, "положить на телефон" своему знакомому или родственнику 400 рублей обойдется абоненту в пять процентов от объема перевода). Другая компания берет за эту услугу фиксированную награду.
Берут в России деньги и за внутрисетевой роуминг, за входящие звонки от абонента, в том числе вашего же оператора, когда вы уехали в другой город и находитесь не в домашней сети (если не подключены специальные опции в рамках тарифа). В других странах такого не встретишь: в Евросоюзе к 2017 году намерены отказаться от дополнительной платы за звонки из одной страны в другую, то есть даже от национального роуминга, не говоря о внутреннем. Но и в других странах тоже не все так гладко. Например, звонки и смс-сообщения в США и Канаде должен оплачивать тот, кто отвечает, а не тот, кто звонит. Там действует принцип receiving party pays. Это кажется абсурдным для россиян, но там нет межоператорских соглашений, которые позволяют проводить взаиморасчеты, и им легче взять деньги с того, кто отвечает на звонок.
В ряде стран Европы считают, что проверить, сколько денег на счету, можно в личном кабинете. А если вам не хочется туда заходить, то за смс, которое придет после запроса состояния баланса, придется заплатить. Еще европейские сотовые компании зарабатывают на том, что берут деньги за снятие блокировки с VoIP-сервисов, то есть различных мессенджеров, которые дают возможность экономить на смс-сообщениях и разговорах. Так операторы защищают себя от потери выручки от традиционных голосовых услуг. Здесь есть определенная логика. А вот брать деньги за приоритетное обслуживание специалистами колл-центра, как это делает один из операторов, не совсем правильно, считает глава агентства "ТелекомДейли" Денис Кусков. Наши компании берут деньги за то, что телефон или планшет абонента работает как роутер, предоставляя доступ в Интернет своим знакомым. Казалось бы, какая разница, куда уйдет трафик, который уже оплачен, отмечает Кусков. Но оператор не хочет терять свою выгоду. Абоненту остается игнорировать платные услуги, чтобы операторам стало невыгодно брать за них деньги.