Казалось бы, на дворе XXI век, роженицы уже давно не рожают в бане под присмотром повитухи, делают это в современных роддомах, где в большинстве случаев есть необходимое оборудование и специалисты, готовые в экстренном случае спасти жизнь и матери, и чаду. И пол ребенка определяют не по форме живота, а на аппарате УЗИ. А с помощью 3D и даже уже 5D-УЗИ можно познакомиться с малышом за несколько месяцев до его рождения, полюбоваться его глазками, носиком и пересчитать пальчики на ручках и ножках. Тем не менее, почти каждая будущая мама задается непростым вопросом: а можно ли покупать вещи для малыша до его рождения? Люди старшего поколения твердят, что это плохая примета, но отказать себе в удовольствии выбрать кроватку, коляску и первые распашонки для своего долгожданного сокровища очень не просто.
В старину не было магазинов и супермаркетов, и приданое для ребенка приходилось шить и вязать самим. И вот наши предки заметили, что у женщин, готовящих вещи для малыша заранее, то есть подолгу сидящих за рукоделием в помещении, чаще рождались больные дети. Сегодня медики легко объяснят, как малоподвижный образ жизни будущей мамы влияет на развитие плода, но примета - не готовить приданое - сохранилась. Однако современные мамы нашли компромисс. Они начинают активно выбирать и покупать вещи для малыша после 28 недели беременности, потому что именно с этого времени ребенок считается официально жизнеспособным. К тому же заряд положительных эмоций и отсутствие переживаний из-за того, что родственники купят что-то не то, очень пригодятся во время родов.
Но и с появлением малыша жизнь мамы не становится спокойнее. Она гордо выкатывает коляску с новорожденным на улицу, а бабушка из соседнего подъезда вдруг безапелляционно требует прикрыть малышу личико. Сынуля умильно посапывает в колыбели, а на молодых родителей шумят новоиспеченные родственники, требуя немедленно отойти от кроватки, а то "ребенок может испугаться во сне". А разве можно отказать себе в удовольствии поцеловать малюсенькую розовую пяточку, но опять слышится грозный окрик: "Нельзя целовать пятку, а то ходить долго не будет". Ребенок с удовольствием играет с игрушкой, висящей над кроватью, но бабушки с большим недоверием поглядывают на зеркальную вставку. Они-то хорошо знают, что "малыша нельзя подносить к зеркалу".
Карапуз быстро растет, и мама не расстается с фотоаппаратом, стараясь запечатлеть каждый важный момент в его жизни. Но с фотоаппаратом, как и зеркалом, тоже, оказывается, надо быть осторожным. Вот сфотографируешь спящего ребенка и "украдешь его судьбу или здоровье", а в худшем случае "он вообще может не проснуться", гласит народная мудрость. Считается, что душа человека, пребывающего во сне, отправляется в другое измерение, а во время пробуждения возвращается в тело. Поэтому если человек внезапно проснется от щелчка затвора фотоаппарата или яркой вспышки, душа может "не успеть вернуться в тело и погибнуть". Также есть мнение, что на фотографиях выражение лиц и закрытые глаза спящих детей или взрослых внешне могут походить на лица покойников. Именно из-за этих ассоциаций некоторые суеверные люди считают, что снимок может навлечь смерть на изображенного на нем спящего человека.
Предвижу, что вы не готовы поверить в мистические приметы, но им есть вполне реалистичное объяснение: шум и яркий свет могут напугать ребенка. А биологи напоминают, что во время сна в организме человека синтезируется специальный гормон - мелатонин, но для выработки этого вещества нужна полная темнота. Вспышки фотоаппарата или дополнительный свет могут помешать полноценному восстановлению организма во время сна, и, проснувшись, человек будет ощущать себя невыспавшимся и разбитым.
Существует и множество суеверий, которые не имеют под собой вообще никаких обоснованных доказательств реальности. Но когда впечатлительный человек слышит очередное "нельзя" - "нельзя сидеть на углу стола", "нельзя есть с ножа", - то, предупреждают психологи, ожидания, что пророчество может сбыться, провоцирует его самоосуществление. Попросту говоря, чего мы опасаемся может рано или поздно произойти. Так что единственный выход - взять ответственность за свою жизнь, самостоятельно принимать решения и критично подходить к любой жизненной ситуации.
Варвара Добровольская, завотделом Государственного республиканского центра русского фольклора:
- В старину люди, смешивая языческие и христианские представления, считали, что родившийся ребенок еще не полноценный человек. Сначала он находится как бы в пограничном состоянии перехода из одной жизни в другую, которое опасно как для самого ребенка, так и для окружающих. Кстати, роженица тоже считалась опасной для людей до тех пор, пока не прочтет в церкви очистительную молитву. Именно с этим пограничным состоянием и связано большинство суеверий и запретов. Нельзя показывать новорожденного чужим, потому что его как бы еще и нет. Нельзя подносить младенца к зеркалу (а зеркало в мифологии само по себе опасный предмет), потому что ребенок через него может "уйти обратно в тот мир, из которого только что пришел". Нельзя готовить заранее вещи для малыша, потому что человека пока нет и вещи ему не пригодятся.
Прежде чем новорожденный станет полноценным членом общества, ему нужно было пройти через определенные обряды. Первый из них совершала повитуха - это обряд омовения и расправления пальчиков. А завершалось все обрядом крещения, когда малышу давали имя, и только после этого у него появлялись папа и мама, бабушки и дедушки, дяди и тети, и он признавался человеком. Современность диктует нам совсем другие суеверия. Сейчас, наоборот, стараются покупать вещи для малыша заранее, опасаясь того, что потом не будет скидок. Если раньше старались скрывать беременность, то сегодня чуть ли не с первых дней об этом говорят и всячески демонстрируют.
Нужно ли следовать суевериям? Одни люди говорят, раз в это верили наши предки, а они были не дураки, то и мы будем. Другие уверены, что это всего лишь бабушкины-дедушкины сказки. И если жители городов чаще рассматривают суеверия как некую увлекательную игру, то для деревенских жителей это все же некое знание. Там относятся к суевериям так же, как к ним относились их предки, носители традиционной культуры. Казалось бы суеверия - это вера в суе, но в контексте традиционной культуры это не вопрос веры, а вопрос знания. Это система народных знаний, которая призвана защитить, обезопасить, помочь. В то, что если у женщины живот круглый, то у нее будет девочка, а если колышком - мальчик, люди не просто верили, а знали. Это другая система координат. И для фольклористов вопрос "верить - не верить" не стоит, они просто знают. Но система передачи этого знания постепенно утрачивается, и поэтому все чаще следование суевериям превращается в имитацию или игру.