Урожденная Глебова, Софья была шестым ребенком в большой семье (у нее было четыре брата и три сестры). По материнской линии она была внучкой Николая Трубецкого, создателя и соучредителя Московской консерватории. В девичестве она "служила" фрейлиной при дворе императрицы Александры Федоровны. В восемнадцать лет вышла замуж за студента Санкт-Петербургского университета графа Юрия Александровича Олсуфьева. С тех пор ее жизнь была связана с усадьбой в Буйцах, на Куликовом поле. Отец мужа вынашивал идею сооружения на Куликовом поле храма преподобного Сергия Радонежского, под строительство он пожертвовал 40 десятин земли своего имения. После смерти отца комитет по сооружению храма возглавил его сын Юрий и руководил им в течение 9 лет (храм был освящен в 1918 году). Софья Владимировна основала в Буйцах детский приют (в нем проживало около 40 девочек), монастырскую общину и мастерские шитья. Она сама вышивала для храма хоругви и плащаницу.
Валентин Серов написал ее портрет в 1911 году. Граф Юрий Александрович хотел, чтобы художник изобразил супругу в подчеркнутом черном бархатном платье. Натурщица надела бархат. Серов посмотрел исподлобья, попросил графиню несколько раз поменять позу, потом отрезал:
- Вы не привыкли ходить в бархате. Нужно поменять платье.
Тема с бархатным платьем была закрыта. Как позже признавалась Софья Владимировна, она действительно не любила богатых платьев.
Валентин Серов был очень требовательным к своим натурам. Подолгу он искал нужную позу натурщицы. Выставлял поворот головы, ловил выражение лица, глаз. Часто был недоволен цветом. Иногда могло показаться, что он просто издевается над натурой. Графиня Олсуфьева, к примеру, не выдерживала и семи минут позирования - ей попросту становилось дурно.
Позднее Софья Владимировна сама рассказывала, как была выбрана композиция полотна: "Было свежо, я сидела дома одна, в сереньком будничном платье, накинула на плечи теплый шарф. Неожиданно вошел Серов.
- Вот так и будем вас писать. Это лучшее, что можно выбрать.
И тут же стал делать наброски.
Пришел вскоре Юрий, и, пока они с Серовым беседовали, я подошла погреться к печке. Стояла - стояла, и вдруг Серов меня спрашивает:
- Ну а когда вы спину согреете, тогда что греть будете?
Подумав, что он смеется, я повернулась и положила руки на теплые изразцы. Серов пересел, быстро стал делать наброски, и, сколько мы с ним ни спорили, настоял на своем. Выбрал эту позу...
Написал он меня за четыре сеанса, и нам с мужем портрет очень понравился. Вдруг приходит Серов (ему оставалось доделать что-то в фоне), берет портрет и все счищает и стирает. Я была тогда дома одна и очень испугалась. Но Серов так весело и энергично принялся за работу, что в два или три сеанса все было закончено наново, и портрет очень выиграл в цвете".
После Февральской революции 1917 года семья Олсуфьевых, бросив усадьбу в Буйцах, перебралась в Сергиев Посад. Они купили двухэтажный дом на Валовой улице. Этот дом вошел в историю: здесь с 1920 по 1928 год хранилась глава преподобного Сергия Радонежского. Флоренский с Олсуфьевым, опасаясь, что святые мощи могут быть вывезены из лавры и уничтожены, тайно извлекли из раки главу преподобного. Об этой истории "РГ - Неделя" подробно рассказывала в N 20 от 26 мая -1июня с.г.
Многие семьи из "бывших" в городе объединились в "Первый колхоз Сергиева Посада". Именно такая вывеска висела на сарае дома на Валовой. А сам граф стал и председателем, и агрономом так называемого "колхоза". А "колхозниками" были семьи Флоренских, Мансуровых, Шаховских, Шиков, Комаровских и др. В окрестностях Посада "колхозу" отвели 7 десятин земли. Сеяли рожь, пшеницу, овес. Сажали картошку. Весной пахали. За плугом шел граф Олсуфьев.
В 1925 году графа арестовали. ОГПУ проводило в Сергиевом Посаде операцию по ликвидации "антисоветской группировки". Но за графа вступился его старый знакомый, академик архитектуры А. Щусев. В 1928 году, в мае, когда в городе прошли вновь массовые аресты "бывших", Олсуфьевы смогли избежать этой участи. Они уехали из Посада и на какое-то время исчезли для НКВД. Они жили в разных местах Подмосковья, стараясь не привлекать к себе внимания. Граф работал в Центральных государственных мастерских И. Грабаря, позднее - заведующим секцией древнерусской живописи реставрационных мастерских Третьяковской галереи. Графиня - реставратором фарфора и майолики. Но в 1928 году он был арестован НКВД за "распространение антисоветских слухов" и расстрелян на Бутовском полигоне.
Их сыну Михаилу удалось избежать участи "бывших". В 1923 году он выехал из страны в Харбин. Оттуда он добрался до Бессарабии. Жил в родовом имении Олсуфьевых. Занимался переводами. Иногда он отправлял родителям весточки, подписывался "Катенька". Переехал в Бухарест. Когда Румыния была освобождена советскими войсками, выехал на Запад. Умер в Париже в 1983 году.
Софью Владимировну арестовали осенью 1941 года в Дмитрове с большой группой аристократов, когда немцы подошли вплотную к Москве. Она попала в колонну заключенных, которую везли в Татарскую АССР, в Свияжский ИТЛ. Ее приговорили к 10 годам лагерей. Приговор был вынесен, когда графиня находилась уже в заключении. В Свияжском ИТК-5 она работала в игрушечной артели. "Работаю легко и приятно", - писала она в письме своей знакомой.
Графиня Софья Владимировна умерла в Свияжске 15 марта 1943 года. Захоронена в Свияжском ИТК-5, у западной стены Свияжского Успенского монастыря.
***
Художник и музейный работник Петр Нерадовский, родственник графа Юрия Олсуфьева вывез серовский портрет графини из Буйцов еще до разорения усадьбы. Тем самым спас его. Позднее родственники Софьи Владимировны продали портрет в коллекцию Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.