Чиновники испугались законопроекта о халатности при ремонте дорог
Не поставили вовремя знак предупреждения, не оградили участок, не осветили ярко место ремонта - платите до 100 тысяч рублей, если на этой дороге произошел несчастный случай. А бизнесу придется расстаться с 0,5 миллиона рублей.
Как стало известно "Российской газете", предложений по поправкам может быть несколько: резко снизить заложенные в документе суммы штрафов, ввести переходный период на его вступление в силу и отказаться от такой меры, как дисквалификация чиновников. За это ратуют не только некоторые законодатели, но и, как сообщили СМИ, восемь регионов, которые уже направили в Госдуму письма с просьбой не принимать закон или скорректировать его.
Корреспонденты "РГ" отправилась "по адресам". В Псковской области их встретили удивлением. "У нас не было замечаний к документу, - подчеркнули в администрации, - наоборот, область его поддержала". Парламент региона тоже не рассматривал вопрос о дорожных поправках в Кодекс об административных правонарушениях. Зато в Томской области действительно сочли предлагаемые меры преждевременными и чрезмерными. В департаменте транспорта и дорожной деятельности пояснили: "Мы приветствуем штрафы за нарушения при нынешнем ремонте. За то, что делается плохо здесь и сейчас, нужно наказывать".
В департаменте подчеркнули: "Дороги развалили 15-20 лет назад, потом каждый год ситуация усугублялась. А нынешнее состояние региональной экономики не позволяет справиться с этой проблемой быстро". Замечание справедливое. Но только к законопроекту вроде бы напрямую и не относится, ведь в нем говорится о текущем ремонте, реконструкции и строительстве дорог.
И, судя по комментариям из регионов, там как раз опасаются наказания за давно уже "убитые дороги", причем не теми, кто отвечает за них сейчас. Об этом говорили в миндортрансе Челябинской области, заметив, что в ближайшее время привести все дороги в нормативное состояние не представляется возможным, и предлагают отложить принятие законопроекта минимум на три года. В Марий Эл назвали сумму, необходимую на приведение дорог в нормативном состоянии. Около 18 миллиардов рублей в 2016 году, а это почти вся доходная часть республиканского бюджета. "По нашему мнению, законопроект подлежит уточнению, - пояснил министр строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Игорь Васильев. - Надо рассмотреть все возможные варианты и только потом его принять".
Прочитав внимательно проект закона, действительно некоторые его посылы можно трактовать по-разному. И, как сообщили "РГ" в Комитете Госдумы по транспорту, ко второму чтению уже внесены поправки, которые позволят сделать будущий закон четким и однозначным.
Например, если чиновник в письменном виде просил денег на ремонт дороги, но их не выделили, то штраф за плохое состояние этой трассы ему уже грозить не будет. Также добавлена фраза, что наказывать дорожников можно только при производстве работ. В других случаях при ДТП ответственность предлагают поделить между дорожниками и ГИБДД.
В комитете также готовы рассматривать возможность увеличения штрафов в два-три раза, но не в десять раз, как сейчас написано в законопроекте.
Четкость и однозначность закона - дело хорошее. Но как же быть с дорогами? В Челябинской области, например, 48 процентов региональных дорог находятся в ненормативном состоянии. И это еще не самый худший вариант. В Томской области - почти 80 процентов. Эксперты советуют обратить внимание на опыт Германии. Там дороги делают на века, говорит гендиректор Экспертного центра "Движение без опасности" Вадим Мельников. Есть компании, которые занимаются проектными работами при ремонте, есть фирмы, отвечающие за дорожную разметку во время ремонта, есть организации, которые непосредственно укладывают асфальт.
И для всех одни условия выполнения работ - в срок и качественно. Если этого не происходит, то надзорный орган выписывает штраф. Но лучшим контролером в данном случае является все-таки компания, которая "принимает эстафету" при ремонте дороги. Ей же не хочется тратиться на доделку того, что не успели предшественники, попадать на штрафы. Аналогичную систему стоит выстроить у нас, считает Вадим Мельников.
И активнее применять уже действующие в России законы, добавляет старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Екатерина Решетова. Для основного исполнителя работ у нас уже существуют штрафные санкции. Заказчику, например, региональному министерству, нужно лишь доказать в суде, что подрядчик нарушил нормативы или не уложился в срок. Есть и уголовная ответственность, если по вине того, кто работал с дорогой, случилось ДТП.
В дополнение к этому Екатерина Решетова предлагает более жестко анализировать ситуацию на дорогах, в которые уже вложены бюджетные деньги. Если на них происходит ДТП, то надо разобраться, как они расходовались. "К сожалению, дорожные деньги идут не всегда на дороги, - замечает эксперт. - И в таком случае ответственность должны нести должностные лица". И это тоже надо предусмотреть в дорожных поправках в КоАП.
Вадим Мельников, кстати, не против высоких штрафов для чиновников. Но и они не панацея. Пока не будет другой мотивации "делать хорошо", есть риск, что система не начнет эффективно работать. В дорожной отрасли должны произойти стратегические изменения, на которые потребуется больше времени, чем на принятие закона. Поэтому "наступать на проблему" надо по всем фронтам.