История "Балтийской жемчужины" во многом драматична. Десять лет назад в Петербург пришли китайские инвесторы, которые выразили готовность построить огромный жилой комплекс и благоустроить за свой счет территорию. Город с радостью принял их предложение, более того, появились обещания, что до "Балтийской жемчужины" протянут легкорельсовый трамвай от "Автово", а после 2025 года здесь и вовсе построят станцию метро.
Постепенно дома строятся. Сейчас "Балтийская жемчужина" - это три жилых комплекса, два из которых полностью сданы и активно заселяются. В метро новоселы уже не верят, легкорельсовый трамвай здесь так и не появился. Ситуацию спасает то, что большинство жильцов являются автолюбителями - путь до "Автово" занимает полчаса ежедневно. Квартиры в этих новостройках недешевы - цены стартуют от 100 тысяч за квадратный метр. Но недвижимость позиционируется как элитная, покупателям обещали настоящий комфорт-класс.
- Мы заселились в феврале 2014 года и даже представить не могли, что все так обернется, - рассказывает руководитель инициативной группы Юлия Макулова, она живет в доме по улице Адмирала Коновалова 2-4. - Заселения ждали с нетерпением, устали жить на съемной квартире и платить ипотеку.
Квартиры сдавались с предчистовой отделкой. На третий день после заселения Макуловых затопило - оказалось, что этажом выше недоварены трубы. Первое время, по словам Юлии, на коммунальные сложности жильцы не обращали внимания - семьи делали ремонт, обживались, да и на площадке постоянно работали строители.
Шло время, в комплексе реже появлялись строители, и все чаще можно было видеть сотрудников управляющей компании "Приморский город", которая была предложена застройщиком. Но, как утверждает Юлия Макулова, проблем в доме меньше не стало. В некоторых квартирах появилась плесень, с фасадов начала сыпаться штукатурка, а возле лифтов стали отваливаться облицовочные плитки. Выяснилось также, что кровля не везде уложена качественно и уже начала протекать.
Самой серьезной проблемой этого лета стал паркинг, который в прямом смысле затопило. В дни больших дождей внутри можно было перемещаться только в резиновых сапогах. И это притом, что стоимость мест в подземной стоянке комплекса начинается от 500 тысяч, есть индивидуальные боксы и с ценами под миллион. Но паркинг течет практически по всей своей площади. Люди боятся замыкания проводки, уже была ситуация, когда в здании отключали лифт из-за того, что в шахте скопилась вода.
Жильцы начали жаловаться. Сейчас на портале "Наш Петербург", который создан правительством города для экстренного реагирования на коммунальные проблемы, содержится 195 жалоб на дом по улице Адмирала Коновалова 2-4. Это рекорд, обычно даже по самым проблемным адресам в год поступает всего 10-15 сигналов. Еще порядка 300 жалоб жильцы написали в прокуратуру, госжилинспекцию и различные органы власти.
Ситуация доходит до абсурда. Люди жалуются, обращения, как и положено, рассматриваются и спускаются в управляющую компанию "Приморский город".
Исполнительный директор ООО "Приморский город" Петр Борисенко в беседе с корреспондентом "РГ" сообщил, что значительная часть сигналов касается не управления домом, а строительных недоработок, к коим можно отнести то же самое затопление паркинга. Здание находится на пятилетней гарантии, поэтому с застройщиком достигнута договоренность, что проблема будет исправляться.
- Объект у нас передаточный. На сегодняшний день процедура обживания и сдачи по большому счету не закончена. Дом стоит на гарантии, мы как управляющая компания на определенном этапе приняли дом в том виде, в котором он есть. Какие-то дефекты устраняются по гарантии застройщика и генподрядчика, где-то мы можем сами исправить нарушения. Но то, что дефекты выявляются в процессе эксплуатации - это нормальное явление для нового дома, - говорит Петр Борисенко.
Сейчас жильцы фактически разделились на два лагеря. Инициативная группа, возглавляемая Юлией Макуловой, пытается доказать, что "Приморский город" управляет домом нелегитимно и не выполняет своих обязательств. Дело уже дошло до суда. Но на заседания вместе с Юлией ходит максимум 10 человек, еще порядка 300 жителей (а в доме проживает 2700 человек) сочувствуют. Другая группа против управляющей компании ничего не имеет. Но даже самые лояльные жильцы признаются: знай они заранее, какие коммунальные сложности их ждут в этом комплексе, они бы сильно подумали, прежде чем здесь поселиться.
Ситуацию усугубляет и то, что сам объект нестандартный - здесь например нет муниципалитета. Местная власть не может вмешиваться в деятельность управляющих компаний, но практика показывает, что иногда жильцам решить какие-то насущные вопросы все-таки помогают муниципальные депутаты. Также местная власть может за счет бюджета благоустроить двор, поставить площадку, разбить клумбу, которая всех устроит, в общем, хоть как-то улучшить жизнь людей и снять напряжение. Здесь же вся территория обслуживается "Приморским городом", и какую сферу ни возьми, крайней окажется управляющая компания.
Петр Борисенко считает, что жильцам нужно немного потерпеть - года через два все дефекты, которые можно будет выявить, обнаружат и устранят. Активисты же - наоборот, с ужасом ждут окончания гарантии застройщика, ведь тогда весь ремонт, в том числе и капитальный, им придется производить за свой счет.
Алексей Ковалев, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:
- Жильцы этого дома обращались в мою приемную. К сожалению, их вопрос находится вне компетенции органов Заксобрания. Все, что можно посоветовать людям, - доказывать свою правоту через суд.