Процесс, который получил название "Иоппа и другие против Украины", был инициирован месяц назад. Граждане Германии Елена Иоппа, Тим Лаушет, Крис и Денизе Кенке (родственники пассажиров рейса МН17 Малайзийских авиалиний, потерпевшего крушение в Донбассе в 2014 году) обратились в ЕСПЧ, чтобы призвать к ответу Украину. Как отмечается на сайте международного суда, заявители настаивают, что "власти Украины не смогли защитить жизни их близких из-за того, что не закрыли полностью воздушное пространство над регионом, где продолжается вооруженный конфликт". Авторы жалобы отмечают, что в момент трагедии самолет находился под контролем украинской службы воздушного транспорта, и потому Киев должен понести ответственность за случившееся.
В страшной авиакатастрофе в Донбассе Елена Иоппа потеряла 22-летнюю дочь, у Тима Лаушета погибла мать, а Крис и Денизе Кенке потеряли отца. Жалоба против Украины была подана на основании двух статей Европейской конвенции по правам человека. В соответствии со второй статьей документа, право на жизнь каждого лица охраняется законом, а в 35-й речь идет о том, что ЕСПЧ принимает дело к рассмотрению после того, как все средства внутренней правовой защиты были исчерпаны. Адвокаты заявителей настаивают, что украинская сторона знала об опасности полетов гражданской авиации в районе конфликта, но ничего не предприняла. В ЕСПЧ подтвердили, что жалоба по делу "Иоппа и другие против Украины" была коммуницирована 5 июля. Это означает, что официальный Киев был уведомлен о том, что делу дали ход.
Напомним, что на борту лайнера находились 298 пассажиров и членов экипажа. Никому из них не удалось спастись. Киев обвинил в случившемся ополченцев, однако те заявили, что не обладают средствами, чтобы сбить самолет на такой высоте. Расследованием авиакатастрофы в Донбассе занималась группа международных следователей под председательством Совета безопасности Нидерландов. Однако сам ход следствия, его явная политическая ангажированность, а также слабая доказательная база вызвали множество вопросов к итоговому докладу. При этом российская сторона не раз указывала на нарушения комиссией стандартов ИКАО, а также нежелание сотрудничать с опытными специалистами.