Музей декоративно-прикладного искусства напомнил о лаковой миниатюре

Выставка художественных достижений знаменитого промысла, посвященная его 85-летию, демонстрирует уникальное искусство мастеров лаковой миниатюры прошлых десятилетий и заставляет задуматься о будущем Мстеры.

..."Демонстрация рабочих Батуми под руководством тов. Сталина в 1901-м" - одна из лучших юношеских шкатулок Льва Фомичева, ныне здравствующего мстерского классика. Тут налицо все признаки "школы": прописанный пейзажный фон с тончайшими цветовыми переходами, "ковровое" заполнение пространства рисунком, многолюдность, масштабное соответствие центральных фигур среде, по-мастерски иконописные лики.

- Вы не смотрите на героев работы, тут же все древняя традиция, - уверяет куратор выставки "Мстера - жемчужина России" Людмила Пирогова. - Просто до революции в центре изображений у этих мастеров была Церковь воинствующая - а теперь красное знамя. Одна религия сменила другую, а мастера те же остались.

Датой рождения промысла на речке Мстёрке, близ ее впадения в реку Клязьму (сегодня это Вязниковский район Владимирской области) принято считать 1931 год, когда богомазы знаменитых мстерских иконописных мастерских объединились в артель "Пролетарское искусство": спрос на иконы резко упал, искусство преобразовывать действительное в сказочно-надмирное требовало выхода. И он после многолетних поисков нашелся: иконную доску заменили коробочками из папье-маше, краска теперь ложилась не на пролевкашенную доску, а на лак, а сказка вокруг стремительно делалась былью. Новыми сюжетами мастеров стали и сказка, и быль, и то, что их обрамляет.

Вот работы первого, еще начинавшего в иконописи, поколения мстерских мастеров: шкатулки и пудреницы Евгения Юрина с тончайшим древнерусским узором, меж тонкими нитями которого витают жар-птицы, "Взятие Измаила", пластина Александра Котягина, на которой Суворов на коне схож ликом с Христом на осляти, "Защитники русской земли" Серебрякова с теми же вождями на флагах в руках красноармейцев. Эти художники на Всемирной выставке в Париже в 1937-м были удостоены Гран-при именно за вот это, новое, постреволюционное искусство.

Сказка перемешивается на выставке с современностью, действительность - с историей. И становится наглядным, насколько емким оказался мстерский канон, легко вобравший в себя Пушкина, Гагарина, Ивана Грозного с Курбским, мирный атом и космос, соседствующих под музейным стеклом на одной полке. Но рядом тут не только Евгений Онегин с героями битвы на Воже, но и иконопись с конструктивизмом. Тот же Лев Фомичев сегодня добивается в своих работах совершенно отдельной колористики, его иллюстрации к "Слову о полку Игореве" чем-то напоминают Матисса, мир неволи и мир свободы в сцене бегства князя раскрашены в яркие противоположные цвета, их символика дополняет и подкрепляет композицию.

Но, увы, лаковая красота под стеклами - повод в том числе и для печали. Знаменитый промысел, серьезный источник валютных поступлений в казну в былые времена, сейчас - в глубоком упадке. Госзакупок произведений Мстеры давно нет, ушли в прошлое традиции многолетнего воспитания будущих мастеров, оставшиеся художники - те, кто не ушел в гораздо более доходную нынче иконопись - работают по домам и продают свои работы самостоятельно, Центр традиционной мстерской миниатюры, бывшая фабрика "Пролетарское искусство" выживает, как может. Выход, по мнению Людмилы Пироговой, - в налаживании каналов сбыта, в доплате мастерам за учеников, в возобновлении художественных салонов...

А пока что целыми стендами на юбилейной выставке представлены тот же Юрин, мастера второго поколения Фомичев, Широков, Некосов, которым - кто еще жив - уже хорошо за 80. На вопрос, а есть ли сегодня среди мастеров молодежь, куратор произносит только одну фамилию - Молодкины. Отец с тремя сыновьями специально для выставки вместе создали в своей фирменной розово-голубой роскрыши великолепный триптих "Времена года", и каждый еще по отдельности осмыслил сказочные сюжеты вроде многоцветного завораживающего "Птицелова", среднего сына, Даниила.

Но его дочка уже учится на биолога.