Калининградский опыт может оказаться полезен другим регионам Северо-Запада, отмечают эксперты. Однако саму систему распределения бюджетной поддержки между субъектами МСП, по мнению специалистов, необходимо реформировать.
Уникальный программный продукт разработала екатеринбургская компания по инициативе калининградского правительства. Участники экспертного совета, которые оценивают заявки малых и средних бизнесменов, получили логины и пароли для входа в личный кабинет. На портале не отражаются имена и фамилии членов жюри, только их порядковые номера. Зато все замечания, комментарии, вопросы и другие действия экспертной группы, связанные с оценками предпринимательских заявок, хранятся в системе.
- Такой подход позволит избежать давления на экспертов, минимизирует субъективный фактор, обеспечит максимальную прозрачность, - комментирует ситуацию генеральный директор Фонда поддержки предпринимательства (ФПП) Калининградской области Александр Юдин. - Если у предпринимателей возникнут вопросы, почему им по-ставили тот или иной балл, процесс распределения оценок можно отследить в системе от начала и до конца. Итоги онлайн-голосования будут обработаны и размещены на сайтах областного минпрома и Фонда.
Во второй половине августа членам жюри, большую часть которых составляют представители общественных объединений, предстоит изучить заявки первой группы претендентов на получение бюджетных субсидий по направлению "социальное предприниматель-ство". На выставление оценок у экспертов есть два дня, 30 и 31 августа. Причем и просматривать документы заявителей, и распределять баллы можно в любой точке мира. Главное, чтобы под рукой был Интернет.
- Это эксперимент, и я надеюсь, что он пройдет без сбоев, - говорит заместитель регионального министра по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Валерий Войтюк. - Времена для малого и среднего бизнеса сейчас непростые, и предпринимателям, особенно тем, кто оказывает социальные услуги жителям области, необходима государственная под-держка.
В начале сентября пройдет оценка проектов другой группы предпринимателей, претендующих на компенсацию части затрат на лизинговые платежи, приобретение оборудования, модернизацию производства, уплату процентов по кредитам российских банков. Всего на конкурс в текущем году поступило 149 заявок от субъектов малого и среднего бизнеса. Федеральное и региональное финансирование всех направлений составляет 85 миллионов рублей.
- Перед вами рабочий стол системы, - показывает администратор нового портала Дмитрий Кузяев. - Вот раздел с карточками, где представлены заявки предпринимателей. Можно посмотреть конкурсную документацию, узнать информацию о предприятиях - количество созданных рабочих мест, сумму уплаченных налогов и так далее. Для выставления оценок необходимо перейти в раздел "голосование". Здесь видно критерии, по которым начисляются баллы.
Чтобы понять плюсы новой системы оценки предпринимательских заявок, необходимо представить, как проходит эта процедура в отсутствии онлайн-портала. Далеко не всегда удается собрать кворум жюри в конкретный день и в конкретное время, и заседание экспертной комиссии может несколько раз переноситься на более позднюю дату. Когда эксперты все же приступают к работе, они редко могут потратить на знакомство с каждым проектом малого и среднего бизнеса больше получаса. А уж просмотреть вообще всю конкурсную документацию практически невозможно, ведь на каждого участника конкурса приходится по три коробки бумаг. И с такими сложностями сталкиваются практически все регионы.
- Сейчас у членов жюри есть возможность заранее познакомиться с заявками, поручить своим помощникам оценку конкурсной документации, - подчеркивает член экспертной комиссии, управляющий калининградским отделением одного из крупнейших российских банков Сергей Шамков. - Все это позволит более объективно начислять баллы.
Конечно, в новой системе есть недоработки. Экспертам непонятно, к примеру, почему на знакомство с заявками дается две недели, а на голосование - только два дня. Помимо технических моментов, необходимо совершенствовать и критерии определения победителей, уверены члены жюри.
- Я бы предложил обращать внимание на кредитную историю участников конкурса, - продолжает Сергей Шамков. - Если у компании есть проблемы с выплатой средств банку, существует опасность, что и бюджетные деньги, которые она получит, будут израсходованы не-эффективно.
Впрочем, плюсов у новой системы гораздо больше, чем минусов, сошлись во мнении эксперты. А в процессе эксплуатации программу усовершенствуют, в том числе с учетом замечаний членов конкурсных комиссий.
- Создание единого портала, на котором будет собрана вся необходимая информация о заявителях, напрашивалось давно, - отмечает Александр Юдин. - Мы изучали работу интернет-площадок, на которых проводятся различные электронные аукционы, смотрели, как там организована оценка заявителей в режиме онлайн. Написали конкурсное задание, откликнулась компания, которая ранее была причастна к созданию программного обеспечения для управления проектами. Надеемся, что наше нововведение позволит членам конкурсного жюри выбрать действительно самых достойных претендентов на бюджетные средства, что в будущем получатели субсидий максимально оправдают эти вложения, генерируя больше рабочих мест и налогов.
Как считает исполнительный директор Союза малых предприятий Санкт-Петербурга Владимир Меньшиков, когда онлайн-система оценки заявок малого и среднего бизнеса будет реализована на высоком техническом уровне, калининградский опыт может пригодиться другим субъектам СЗФО.
- Если говорить о самой идее, я вижу одни плюсы. Минимизируются негативные коррупционные факторы, такие как сговор экспертов. Благодаря открытости системы у предпринимателей нет подозрений, что их проект оценили несправедливо, в результате повысится интерес субъектов МСП к государственным конкурсам, - рассуждает Владимир Меньшиков. - Минусы же я вижу в самой системе распределения бюджетных денег между малыми и средними компаниями. Как мне кажется, деньги, которые не надо возвращать, не являются благом. Конечно, существуют исключения, к примеру, социальные и инновационные компании, которые просто не могут работать без бюджетных вливаний. Но если говорить о подавляющем большинстве отраслей, субсидии - это психологически неверная мера поддержки, она не заставляет предпринимателя развиваться. При этом получатели субсидий составляют менее одного процента от общего количества субъектов малого и среднего бизнеса в регионах. Это даже меньше, чем уровень статистической погрешности.
К примеру, бюджет Ленинградской области в 2016 году выделит 240 миллионов рублей на поддержку "малышей", сообщили в администрации субъекта. Государственными деньгами смогут воспользоваться свыше 500 компаний. В регионе, по данным налоговой службы, работает порядка 50 тысяч субъектов малого предпринимательства, и число получателей субсидий как раз колеблется в рамках одного процента.
По итогам прошлого года выручка у ленинградских предприятий, которым предоставили бюджетную финансовую поддержку, выросла в среднем на восемь процентов. Но делать выводы об эффективности распределения нескольких сотен миллионов рублей между несколькими сотнями предпринимателей на основании незначительного роста выручки сложно.
- Как мне кажется, куда более правильно было бы направить все средства, которые сейчас предоставляют в виде субсидий, на решение проблемы недоступности кредитных ресурсов, - продолжает Владимир Меньшиков. - Пусть бюджетные деньги даются под небольшой или даже нулевой процент, на упрощенных условиях, но на возвратной основе. Предприниматель будет совсем по-иному относиться к этим финансовым ресурсам. И бюджет через какое-то время получит средства обратно, чтобы предоставить их в виде льготных кредитов другим предпринимателям.
Анна Федюнина, директор аналитического центра Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге:
- Онлайн-система оценки заявок бизнеса на соискание субсидий - интересная и правильная идея и с точки зрения минимизации бумажного документооборота, и с точки зрения эффективности и прозрачности распределения бюджетных средств. В последние годы Россия входит в топ-40 стран в мире по уровню развития услуг "электронного государства" и занимает 46 место в международном рейтинге ООН по развитию информационных и телекоммуникационных услуг. Если все российские регионы начнут оценивать заявки предпринимателей с помощью специализированного программного обеспечения, это, безусловно, поможет нашей стране повысить качество услуг в рамках "электронного государ-ства". Причем онлайн-система оценки заявок была бы актуальна для любых форм бюджетной поддержки и любых категорий получателей.
Что касается целесообразности финансовой помощи малым предпринимателям в принципе, мы полагаем, что субсидии не должны быть основным инструментом развития МСП. Особенно в условиях дефицитного бюджета, когда речь идет о небольших суммах, которые получает небольшое коли-
чество компаний. Основной акцент необходимо сделать на устранение административных барьеров, снижение количества контрольно-надзорных мероприятий, обеспечение условий формирования конкурентной среды.