На фестиваль Джаз-Коктебель приехали музыканты из 15 стран

На 14-й праздник музыки в Коктебель приехали музыканты из 15 стран.

В Коктебеле, на побережье среди "марсианских" пустынных пейзажей, знакомых по картинам Максимилиана Волошина, буквально все пропитано музыкой. На набережной слышен бой ручных барабанов, классических мелодий скрипки, гитарные каверы на известные рок-хиты и даже "поющие бокалы".

- Вспоминаю первый джаз-фестиваль, который я проводил здесь в 2003 году, - говорит председатель организационного комитета журналист Дмитрий Киселев. - Тогда под Карадагом просто стояли палатки. Сейчас, конечно, совершенно другой размах. Не было никакой политики ни 14 лет назад, ни сейчас, когда мы делаем его в России.

Тем не менее политика так или иначе вмешивается. В прошлом году на фестиваль приглашали немецкую группу De Phazz, которая не раз радовала коктебельскую публику великолепным джазом и лаунжем, однако музыкантам пришлось отказаться от визита в Крым из-за давления, которое выразилось в отмене концертов в Европе. В этом году организаторы тщательно скрывают западных музыкантов, заявляя их участие только накануне выступления.

Вопреки всему на Koktebel Jazz Party приехали музыканты из Великобритании, Финляндии, Германии, Испании и Бельгии. А еще выступили японский коллектив Tachibana Quintet и китайцы Li Xiaochuan jazz quartet.

По словам финского кларнетиста и саксафониста Антти Сарпилы, джаз движется с запада на восток: в США его популярность снижается, а в России и странах Азии наоборот, растет. В Америке возраст слушателей - 60-80 лет, тогда как на востоке публика гораздо моложе. Его слова подтвердил трубач японского Tachibana Quintet Такуя Курода, отметив, что Япония занимает второе место после США по количеству проданных джаз-дисков.

Удивляли зрителей не только географией участников, но и необычными музыкальными инструментами. Так, солист международного коллектива JB and 24 Kopeks англичанин Джулиан Бердок играл на гитаре из сигарной коробки, а его коллега Михаил Данилов - на стиральной доске.

- Во всем мире набирает обороты традиция "селф-мейд" инструмента - самостоятельно изготовленного, - отметил Михаил Данилов. - Раньше рабам запрещалось иметь музыкальные инструменты, отсюда и пошла эта джазовая традиция.

Кстати, звездный состав российского джаза не менее интересен, чем зарубежный. Это легендарный коллектив Игоря Бриля Bril Family, в котором отцу аккомпанируют сыновья-саксафонисты Дмитрий и Александр, биг-бэнд Тульской филармонии под управлением Сергея Головни и многие другие.
Билеты на фестиваль в этом году стоили сравнительно немного - от 200 до 1000 рублей в зависимости от зоны размещения. Все средства, вырученные от продажи, по традиции будут направлены в коктебельскую школу. В прошлом году собрали около 1,4 миллиона рублей, на эти деньги отремонтировали внутренний двор и спортивную площадку.

По словам Анны из Симферополя, которая приезжает на джаз в Коктебель уже седьмой год подряд, фестиваль в российскую бытность заметно изменился.

- Нельзя сказать, что праздник стал лучше или хуже - он просто другой, - говорит она. - На Jazz Koktebel Party играют классический джаз, это и формирует более взрослую публику. В музыкальном плане хотелось бы большего разнообразия, с уклоном в сторону современных тенденций, например, электронной музыки. Было бы неплохо возродить традицию Nu Jazz, когда еще одна сцена устанавливалась на нудистском пляже с бесплатным входом. Фестиваль организован на очень высоком уровне, но, мне кажется, ему нужно расширяться и развиваться.

Кстати

Тем, кто пропустил главное музыкальное событие крымского лета, не стоит отчаиваться: волна джаза накроет Коктебель с 9 по 11 сентября благодаря джазовому фестивалю Live in Blue Bay. Он не может похвастаться столь широкой географией участников, но по атмосфере ничуть не уступает прославленному Koktebel Jazz Party.