В Крыму "сувенирщиков" и ремесленников поддержат грантами

Торговые прилавки курортных регионов Крыма пестрят разнообразной сувенирной продукцией. Но найти в этом изобилии что-то действительно оригинальное, крымское - задача весьма непростая. Чтобы исправить ситуацию, минпромполитики региона пообещало до конца года разработать стратегию развития народно-художественных промыслов. По мнению чиновников, программа позволит ремесленникам и фабричным производителям получать грантовую поддержку своего дела.

Свет в бокале

В сфере народно-художественных промыслов в Крыму занято от 50 до 60 тысяч человек. Многие мастера делают неповторимые шедевры из кожи, замши и стекла, а также картины из камня, ювелирные и кованные изделия.

- Плавлю в печи элементы стекла, а затем наношу на посуду, например, на коньячные бокалы, и когда в них наливают напиток, все камушки начинают играть, - рассказывает керченский предприниматель Владимир Коломийцев.

Производством изделий из стекла он занимается с конца девяностых годов: сначала изготавливал зеркала, затем увлекся их оформлением и декором. Изделия получаются эксклюзивные, но в Керчи спрос на такую продукцию ограничен.

- Интернетом я пользоваться не умею, так что определенные сложности с реализацией есть, - признается мастер. - Но как-то держусь. Производство изделий из стекла расцениваю сейчас больше как хобби, нежели бизнес.

Собирать таких мастеров Палата народно-художественных промыслов и ремесел Крыма начала еще двадцать лет назад.

- Тогда мы занимались развитием сельского "зеленого" туризма в Крыму и столкнулись с тем, что средства размещения на полуострове есть, вкусная органическая пища тоже, а крымских сувениров нет, хотя спрос на них большой, - вспоминает президент палаты Наталья Гордецкая. - Начали искать мастеров по всему Крыму. И к 2010 году в палату входили уже 150 ремесленников разных направлений.

Исторически так сложилось, что в Крыму декоративно-прикладное искусство развивалось не как отрасль промышленности, а как форма народного творчества. Ремесленники в основном фанаты своего дела, которые творят свои шедевры кустарным способом.

- Я всю жизнь занимаюсь керамикой - у меня художественное образование, - рассказывает мастер из Керчи Ольга Руденко. - Начинала на кирпичном заводе, при котором был цех майолики, где я работала художником. После того как предприятие закрылось, начала делать вазы и амфоры в античном стиле в домашних условиях. Бизнесом это назвать сложно, хотя одно время регистрировалась как предприниматель и даже арендовала помещение для производства, но потом пришлось его закрыть из-за убыточности. Сейчас работаю по индивидуальным заказам и для выставок - на хлеб зарабатываю. Для того чтобы расширить производство, нужны цех и оборудование, которых у меня нет. Есть пока только желание.

Гаражное творчество

- У большинства производителей высокий износ материально-технической базы, низкий уровень управления, полное отсутствие маркетинга, неразвитый сбыт даже на региональном уровне, и это на фоне падения спроса на подлинные художественные изделия и пресыщения рынка дешевыми подделками, - говорит Наталья Гордецкая. - В Крыму отсутствуют статистические данные о производителях ремесленной и сувенирной продукции и объеме их производства. Мастера разобщены, что вытекает из индивидуального характера их труда. При этом нет единой информационной политики, справочной литературы и интернет-ресурсов, даже выставки - лишь сопутствующее мероприятие к туристическим ярмаркам.

Но самое важное - отсутствует система сбыта изделий декоративно-прикладного искусства и ремесленного производства. Найти покупателей порой удается только через Интернет.

- Совсем недавно нашу сумку крымчанка приобрела в Израиле у женщины, которая, в свою очередь, купила ее через интернет-ресурс в Италии за две тысячи евро. У нас она изначально стоила девять тысяч рублей, - рассказывает предприниматель из Симферополя Богдан Поляков. - У нее был настоящий шок, когда она обнаружила на сумке надпись "Сделано в Крыму". Вернувшись в Россию, она прибежала к нам с горящими глазами, оказалось, что живет она в нескольких кварталах от нашего производства и ничего о нем не знала. Сейчас мы продаем сумки в Москве, Санкт-Петербурге, каждый день приезжают покупатели, едва успеваем выполнять заказы.

Хотя начинали они работать три года назад с гаража, шили сумки буквально на коленке и для знакомых. Так, наверное, все и оставалось бы, если бы ремесленная палата Крыма не пригласила их принять участие в выставке в Москве. Там крымские мастера увидели не только восторженные взгляды покупателей, но и приобрели новых поставщиков сырья в Белгороде и Рязани. Благодаря этому за последний год смогли в 70 раз увеличить производство.

- Теперь мы работаем уже в двухэтажном здании и сумки шьют 40 швей, хотя в ноябре прошлого года нас было всего четверо, - говорит Богдан Поляков.

Шедевры узаконят

Изучив практику других регионов России, ремесленная палата Крыма решила просить помощи у Госсовета РК. Рабочая группа подготовила проект закона о народных промыслах и ремеслах, и уже в сентябре его планируют вынести на рассмотрение депутатского корпуса. Документ должен определить статус мастеров и подмастерьев, узаконить личное клеймо и сформировать единую базу ремесленников, а также определить механизмы господдержки.

- Производитель не должен потеряться, ему нужно стать предпринимателем, это позволит вывести производство сувенирной и ремесленной продукции на совершенно иной уровень, - считает Наталья Гордецкая. - Проблемы отрасли можно решить объединенными усилиями мастеров, организаций народных художественных промыслов и органов госвласти. Например, наработки, которые предложат мастера для подготовки крымских сувениров, можно сделать серийными на действующих производственных предприятиях, как было раньше, когда симферопольский завод "Фиолент" изготавливал значки, а керченский завод имени Войкова - эмалированную посуду и сувениры. Для производства заготовок к сувенирам можно привлечь людей с ограниченными физическими возможностями. В сельской местности, где есть проблемы с трудоустройством населения, можно создать центры ремесел. В Симферополе - экспоцентр, а в Москве и Санкт-Петербурге - торгово-выставочные представительства народных промыслов и ремесел Крыма. Во многом успех будет зависеть от эффективности государственной поддержки, которая создает благоприятные условия для развития отрасли.

Комментарий

Андрей Васюта, министр промышленной политики РК:

- Министерство промышленности и торговли РФ разработало стратегию развития народно-художественных промыслов до 2020 года, но Крым в ней не представлен, поскольку это произошло до возвращения региона в состав РФ. Поэтому мы начали подготовку крымской части этой стратегии. Хотим сделать акцент на содействии и помощи, в том числе финансовой, для развития ремесленного и народного творчества. В частности, предусмотрим субсидирование и гранты на закупку оборудования и модернизацию производства. С учетом того, что подобные программы поддержки народных промыслов существуют в других регионах РФ, думаю, велосипед мы изобретать не будем, изучим лучшие примеры и в этом году завершим работу над документом, чтобы в 2017 году приступить к его реализации.

Факты истории

Основу городского населения Крыма еще со Средних веков составляли ремесленники. Их деятельность приносила хороший доход и считалась уважаемым занятием. В XV - XVII веках отрасль достигла пика своего развития. Главными ремесленными центрами были Бахчисарай и Белогорск (Карасубазар). После Крымской войны в Симферополе действовало 12 цехов, в которых работали 700 ремесленников, в Карасубазаре насчитывалось 276 мастеров, в Феодосии - 155, в Керчи - 287. В каждом городе были свои направления деятельности. В начале XX века в Крыму было зарегистрировано 246 ремесленных артелей, в которых трудились 2400 человек. Они выпускали продукции на пять миллионов рублей в год. В 1924 году доля ремесленного производства достигала 30 процентов в общем объеме промышленного производства в Крыму. К 1940 году количество мастерских выросло до 562, они производили товаров на 247 миллионов рублей в год.