Слабой стороной банков остается ориентированность на клиента, часто они с запозданием реагируют на быстро меняющиеся потребности. В PwC считают, что банкам и финтех-компаниям следует взаимодействовать, чтобы использовать преимущества друг друга. У стартапов это, например, дизайн и разработка продуктов, у банков - инфраструктурные ресурсы. Исследователи отмечают, что сила финтех-компаний кроется в простоте продуктов и полной интеграции, но они не могут, в отличие от банков, обеспечить надлежащую информационную безопасность. Банки также более сильны во взаимоотношениях с регуляторными органами.
Руководитель отдела анализа и контроля рисков PwC в России Тимоти Клау отметил, что российским банкам приходится решать те же самые вопросы, связанные с финтех-сегментом, что и банкам во всем мире. Однако они столкнулись с этой проблемой в крайне волатильный период, из-за чего они вынуждены концентрироваться на решении краткосрочных тактических задач. По мнению Клау, это может привести к отвлечению внимания от среднесрочных стратегических инициатив, таких как сфокусированность на интересах клиентов, цифровизация, анализ данных и блокчейн. Тем не менее российским банкам крайне важно именно сейчас заняться вопросами, связанными с финтех-сегментом, убежден эксперт. "Благодаря этому они смогут сохранить свою значимость для существующих и будущих клиентов на быстро меняющемся рынке", - отметил он.
Российские эксперты - как банкиры, так и представители финтех-компаний - считают, что о конкуренции между финтех-компаниями и банками в нашей стране говорить пока рано. "Это была бы конкуренция между крокодилом - неповоротливым, но огромным, и пираньей - зубастой, но все же маленькой, - сравнил исполнительный директор УК "ФинЭкс Плюс" Владимир Крейндель. - Слишком велики и влиятельны на российском финансовом рынке банковские конгломераты. Слишком малы финтех-стартапы, и инвесторы отнюдь не спешат в эту область". По его словам, основная стратегия российских финтех-стартапов - это доработать ИТ-технологию (например, связанную со скорингом или карточными операциями), в перспективе полезную банку, развить ее на венчурные деньги и впоследствии "продаться" тому или иному банку.
Эксперты считают, что клиентам нужны новые продукты, основанные на комбинации банковских и небанковских сервисов. А успех этих продуктов зависит от того, насколько качественно сотрудничают банки и финтех-компании. "Больше всего я верю в стартапы, которые целенаправленно делают такие продукты с учетом потребностей и возможностей банков, строят свои бизнес-модели не на конкуренции, а на симбиозе с банками, - рассказал президент компании Farzoom Андрей Леушев. - А вот во что я не верю, так это в возможности банков самостоятельно создавать прорывные продукты. Исключения возможны, но редко и только в режиме "внутреннего стартапа". По его мнению, сейчас лучшие продукты получаются, когда банки приоткрывают свои платформы, делают open API (открытые интерфейсы программирования) и создают благоприятные условия для финтех-компаний. Такая система позволяет не просто генерировать идеи с обеих сторон, но и быстро получать результаты, подчеркнул эксперт.
Важное преимущество банков - крупная клиентская база. Поэтому в России запуск финансовых технологий в большинстве своем происходит на банковских платформах. Конкуренты в виде финтех-компаний у банков есть - по отдельным продуктам. Но и с ними банки предпочитают либо сотрудничать, либо приобретать их разработки или компании целиком. "Как правило, банк оценивает для себя, что дешевле и быстрее - вложиться в собственную разработку или купить готовое решени, - рассказал Александр Чернощекин. По его словам, современный банк сегодня сложно представить без сильной финтех-команды и без развитой технологической платформы для обслуживания клиентов.