Заслуженный артист Республики Беларусь принял участие в "Спасской башне"

Отшумели песни нашего полка, как написал поэт в своем очень грустном стихотворении. Столь же грустным стало и расставание москвичей с участниками крупнейшего в мире парада военных оркестров - фестиваля "Спасская башня". Перед отъездом домой своими впечатлениями о шоу поделился с "СОЮЗом" начальник Белорусской военно-оркестровой службы Вооруженных сил, заслуженный артист Республики полковник Сергей Костюченко. Его образцово-показательный оркестр тоже принимал участие в фестивале.

Сергей Николаевич, вы, конечно, не впервые на "Спасской башне"?

Сергей Костюченко: В третий раз. И все прошло, как всегда, замечательно. Уезжаем с массой положительных эмоций и впечатлений.

Претензий к организаторам нет?

Сергей Костюченко: Фестиваль проводится девять лет и давно перерос в разряд традиционных, когда все проходит как по маслу. Если и были когда-то претензии у нас или у других участников, то исключительно к московской погоде, которая в начале сентября любит преподносить сюрпризы. Кажется, в прошлом году был только один солнечный день -1 сентября - да и тот устроители обеспечили искусственно.

В этом году ко всеобщему удовольствию погода больше радовала, чем огорчала.

Что скажете о музыкальном уровне коллективов?

Сергей Костюченко: Он традиционно очень высокий, несмотря на то что некоторые известные европейские коллективы не приехали...

Неужели и тут санкции?

Сергей Костюченко: Увы, да. Вы знаете, будучи на гастролях в Европе, от коллег-музыкантов мы слышим только восхищенные отзывы о "Спасской башне", но одновременно - и слова сожаления, дескать, политика и политики и тут правят бал, вернее, ставят шлагбаумы. Но уверяю вас, что отсутствие тех или иных западных коллективов никак не повлияло на общий уровень фестиваля.

Вы в третий раз на "Спасской башне". Привозили что-то новенькое?

Сергей Костюченко: Конечно! Мы придерживаемся принципа: два раза с одной программой не выступать. Однако в прошлом году мы выступали без роты почетного караула, было больше свободы. На этот раз пришлось подстраиваться под ребят, собирать композицию с учетом их движения. Начинали с "Белорусской польки" Игоря Лученка, а в основной части использовали фрагменты из увертюры другого белорусского композитора - Леонида Ширина.

Как настраиваетесь накануне выступления? Или для профессионалов это рутина?

Сергей Костюченко: Рутина? Ну что вы! Настрой требуется всегда, тем более на такой "площадке", как Красная площадь. Главное не перенервничать - для хорошего выступления творческое волнение необходимо, но в меру.

Может, перед началом концерта говорите ребятам какие-то заветные слова?

Сергей Костюченко: Насколько я знаю, такие слова для подопечных имеются у спортивных тренеров. У меня нет. (Смеется.)

Каким был ваш распорядок в дни фестиваля?

Сергей Костюченко: Все участники "Спасской башни" жили в одном месте - на юго-западе столицы в гостинице "Салют". Здесь мы все вместе завтракали, а потом разъезжались с концертами на фестивальные мероприятия. Они у каждого свои, за исключением вечера. Вечером опять все вместе собирались на Красной площади. Помимо этого организаторы проводили для нас очень интересные экскурсии. Были, например, прогулки по Москве-реке, посетили Большой Кремлевский дворец, а персонально наш коллектив свозили в Троице-Сергиеву лавру... Заканчивался наш рабочий день около 11 вечера. Примерно к часу ночи возвращались в гостиницу.

Мы придерживаемся принципа: два раза с одной программой не выступать. Однако в прошлом году мы выступали без роты почетного караула, а сейчас пришлось подстраиваться под ребят...

Я слышал, как ваш оркестр назвали самым атлетичным. Уделяете время физподготовке?

Сергей Костюченко: Специальной физподготовки в оркестре нет, но мы ведь военные музыканты, поэтому, как и все военнослужащие Беларуси, дважды в год сдаем спортивные нормативы - бегаем, подтягиваемся... Плюс к этому проходим обязательную военную подготовку.

Догадываюсь, что непросто шагать по брусчатке, одновременно выдувая марши?

Сергей Костюченко: Игра на духовых инструментах сама по себе - это адский физический труд, который приравнивается к труду вокалиста. Возможно, кто-то не знает, но подсчитано, что за три часа занятий - будь то репетиция или концерт, духовик, как и вокалист, теряет столько же калорий, сколько шахтер за смену в шахте. У профессионалов с годами меняется вся физиология, ведь требуется быстро вдыхать и как можно медленнее выдыхать. Все это чревато многими заболеваниями. Поэтому по закону женщина, посвятившая жизнь игре на духовом инструменте, может уходить на пенсию раньше на 15 лет, а мужчина - на 10. И это, поверьте, справедливо.

Слышал, что вы старый рокер и в 90-е годы даже руководили рок-группой "Крокам Руш", что в переводе с белорусского значит "Шагом марш".

Сергей Костюченко: Да, это так. Я тогда служил в одном из воздушно-десантных полков, руководил оркестром. Тогда у нас и возникла идея сколотить такую группу. Я играл на клавишных, была бас-гитара, ударник, тромбон, саксофон и труба. В этом составе мы участвовали в разных рок-фестивалях, "лабали", как тогда говорили, и чистый рок, и джаз-рок, и известные композиции... Но больше сочиняли музыку сами. Несколько раз брали Гран-при на знаменитом белорусском фестивале в Новополоцке, который назывался "Рок-Кола" и проводился на протяжении 17 лет. Организатором его был небезызвестный в Беларуси человек - Сергей Анищенко, больше известный среди рокеров как Анис.

Нынешнему вашему коллективу, похоже, не чужда эта музыка?

Сергей Костюченко: Нисколько! В прошлом году мы, например, использовали наложение знаменитой песни английской группы "Квин" "Шоу маст гоу он" и белорусской народной "Ой рана на Ивана". Эти два произведения по гармонии очень схожи и прекрасно ложатся друг на друга. Мы начинали с первой, а потом выходил человек в народном белорусском костюме и пел "Ой рана...". Публика была в восторге.

Так вот откуда Фредди Меркьюри стащил свою знаменитую мелодию?!

Сергей Костюченко: Вряд ли Меркьюри когда-то слышал "Ой рана...", но в любом случае наша народная песня появилась на свет раньше. Впрочем, таких совпадений в истории музыки множество. Известны случаи, когда одна и та же мелодия была сочинена разными композиторами в один день в разных концах света.

Помните, была такая присказка: сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь. Ваше начальство из минобороны с пониманием относится к вашим, скажем так, экспериментам?

Сергей Костюченко: Какие могут быть нарекания, если это интересно слушателям? Здесь важен вкус - не все музыкальные веяния должны автоматически перекочевывать в репертуар военного оркестра, тем более образцово-показательного, который должен служить примером для других оркестров республики. "Лабутены" мы не будем играть ни при каких обстоятельствах.

Досье "СОЮЗа"

Образцово-показательный оркестр Вооруженных сил Беларуси - государственное учреждение - создан больше шести десятилетий назад, 1 апреля 1950 года. Первыми его руководителями были старший лейтенант Шалыгин и подполковник Щербаков. В разное время коллективом руководили талантливые музыканты и дирижеры. Целью его деятельности, как записано в учредительных документах, является "содействие военно-патриотическому воспитанию военнослужащих ВС Беларуси средствами музыкального искусства, а также культурное обслуживание военнослужащих Вооруженных сил и граждан".