Всероссийский съезд сельских учителей откроется в Чебоксарах

По данным минобрнауки, сейчас в России более 26 100 сельских школ, где учатся 3,6 млн учеников и работают 500 тысяч педагогов.

Для понимания - это половина всех школ страны и половина всех российских учителей. А вот учеников в селе примерно в четыре раза меньше, чем в городских школах. Что волнует сельских учителей? Об этом пойдет разговор на съезде в Чебоксарах.

Многие школы в последние годы были вынуждены объединяться, чтобы обеспечить детям необходимые условия, но до сих пор в селах немало и малокомплектных школ, где учатся 20-30 учеников. Закрытие таких школ сейчас остановилось. Вопросы материального обеспечения отходят на второй план. Но появились другие сложности: молодежь не хочет ехать в село. Лишь 22 процента учителей - молодые специалисты до 35 лет.

- Наши исследования показали, что сельские ребята, как и городские, нацелены на вузы и техникумы. Но в отличие от городских школьников у них меньше возможностей для качественной подготовки. В сельских школах надо развивать дистанционное обучение, сетевое взаимодействие, в том числе с университетами, организовывая встречи с вузовскими преподавателями. Важно развивать культурно-образовательный туризм и расширять мир для сельских школьников, - считает профессор ВШЭ Татьяна Абанкина.

По ее мнению, такие поездки должны оплачиваться сельским ученикам из бюджета, так как далеко не все семьи могут себе это позволить. Еще один вариант: городские лагеря отдыха для сельских учеников. Такой опыт уже есть. В Йошкар-Оле открыли центр развития с интернатом для сельских школьников. Пять дней они учатся и живут в городе, а на выходные могут вернуться домой в деревню.

- На селе очень востребованы учителя физкультуры, педагоги дошкольного и дополнительного образования, логопеды, психологи. Нужны педагоги предпрофессиональных программ, в том числе, по разным отраслям агро-промышленного комплекса. Не хватает учителей в регионах с тяжелыми климатическими условиями, учителей, которые могли бы вести сразу несколько предметов в малокмплектных школах.- рассказала председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова.

Больной вопрос - квалификация сельских учителей. По мнению экспертов, все они должны пройти курсы повышения квалификации и переподготовки у самых лучших ученых и педагогов. Сейчас очень часто такие курсы проходят формально. Учитель слушает скучные лекции методистов в местном институте повышения квалификации, а эти методисты и сами уже забыли, когда получали новые знания. К сожалению, никак не приживаются в России сертификаты на обучение для учителей. Только несколько регионов разрешают педагогам самим выбрать, где поучиться - в МГУ или местном институте повышения квалификации.

Кстати, МГУ ежегодно проводит бесплатные летние школы для учителей, которые пользуются большим спросом. Но проблема в том, что в вузе ограничено количество мест в общежитиях. Не хватило - снимай гостиницу на 3-4 дня. Проезд и питание во время учебы учитель, разумеется, должен оплатить сам. И получается, что бесплатные курсы лучших профессоров для педагога из сельской школы обходятся в сумму месячной зарплаты.

Компетентно

Владимир Галузин, директор Кирилловской школы, село Кириллово, Климовский район, Брянская область:

- Средняя зарплата в регионе у нас 15 тысяч рублей. Чтобы учителю заработать такие деньги, надо брать полторы ставки. А где взять нагрузку, часы? В нашей школе 36 учеников с 1-го по 11-й классы и 11 педагогов. Несмотря на невысокие зарплаты, свободных ставок нет.

Очень надеемся, что нашу школу не закроют. Иначе умрет вся наша Кирилловка, в которой живут почти 500 человек. Молодые специалисты в школу приходят, но чаще всего только для того, чтобы заработать стаж, а потом найти место получше. Очень много времени мне как директору приходится тратить на всякие бумаги и отчеты. С начала сентября я написал уже около десятка отчетов.

Юлия Максимова, директор Новосельской школы, село Новоселье, Струго-Красненский район, Псковская область:

- Самая большая проблема в том, что село стареет. В сельских школах мало детей. У нас после объединения трех школ стало 152 ученика. Местные власти нас поддерживают. В районе 50 процентов бюджета тратится на образование, и, например, деньги на ремонт у нас есть. А вот компьютеры надо поменять, они давно морально устарели. Нам надо 6-7 новых компьютеров. Зарплата у учителей - до 20 тысяч, но это если ты имеешь высшую категорию и берешь больше ставки. Вакансии все заняты, учитель английского ездит к нам из Пскова за 50 километров. Говорит, что в сельской школе ему работать интереснее.

Эти школы вошли в топ-200 лучших сельских школ России:

Икрянинская школа, село Икряное, Астраханская область

Сещинская школа, село Сеща. Дубровский район, Брянская область

Новоусманский лицей, Новая Усмань, Воронежская область

Агинская школа N 2, поселок городского типа Агинское, Забайкальский край

"Школа будущего", пос. Большое Исаково, Гурьевский район, Калининградская область

Школа N 4, станица Динская, Динский район, Краснодарский край

Тимская школа, рабочий поселок Тим, Курская область

Лицей с. Долгорукого, Долгоруковский район, Липецкая область

Дашковская школа, Серпуховской район, Московская область

Маслянинская школа N 1, Маслянинский район, Новосибирская область