А такое может произойти. Дело в том, что по международной Конвенции о труде в морском судоходстве уже с нового года начнут действовать новые требования к медицинскому досмотру моряков перед выходом в рейс. Моряки должны проходить освидетельствование, а не осмотр, как это происходит сейчас в нашей стране. В российском же законодательстве даже нет такого понятия "освидетельствование", нет там и списка тех, кто отвечает за здоровье моряков.
По международным требованиям за допуск в рейс должны отвечать конкретные врачи. Их список в обязательном порядке должен быть представлен в Международную морскую организацию.
Если порядок будет нарушен, то наши моряки не смогут ходить за границу как на судах под российским флагом, так и под флагом другой страны. Они потеряют возможность зарабатывать и кормить семью.
Тем, что их спишут на берег, обеспокоены в Российском профсоюзе моряков и в Ассоциации компаний по подбору, обучению, найму и трудоустройству моряков. Представители этих организаций, как стало известно "Российской газете", обратились в минтранс с просьбой сделать все возможное, чтобы исключить такие риски. Если этого не сделать, судовладельцы могут просто поставить свои суда на прикол.
Появление в российском законодательстве "медицинского освидетельствования" предполагает, что врач будет смотреть не только на общее состояние здоровья, но и проверять - нет ли у моряка болезней, с которыми по международным нормам он не может выйти в море.
В законодательных поправках, которые готовят минтранс и минздрав, речь также идет о создании списков медицинских комиссий, которые будут отвечать за допуск моряков в рейс. То есть будет разработана матрица, по которой в России начнут готовить врачей, отвечающих за здоровье моряков. При этом они будут работать только в государственных клиниках или "нести вахту" в портах. А вот частные клиники к освидетельствованию моряков не допустят.
Учитывая вопрос безопасности мореплавания, не исключено, что "морских" врачей в дальнейшем будут готовить в транспортных ВУЗах, предполагают эксперты. Но это еще вопрос далекой перспективы, отмечают в минтрансе.