"Стартап": сериал о прописных истинах в духе фрикономики

"Стартап", сериал с Мартином Фрименом, Адамом Броди, Отмарой Марреро и Эди Гатеги, усиленно рекламируемый все лето сервисом Crackle, запустившим кинопроект, настолько обезоруживающе наивен и одновременно претенциозен, что мысль о продолжении вселяет чувство растерянности. Фактически на протяжении всех десяти серий зритель мучительно наблюдет становление основного конфликта, который, не успев оформиться, несколько раз распадается на фрагменты, а затем путем нехитрых перетасовок восстанавливается, но отнюдь не в более презентабельном виде.

Что же касается актерской игры, "Стартап" подтвердил старую истину о том, что картину можно непоправимо испортить даже одним актером, если он играет хорошо, а другие - из рук вон плохо. Если бы не Мартин Фримен, которому, кстати, в Новом Свете уже второй раз достаются персонажи со скандинавскими фамилиями (сначала Нюгард в "Фарго", а теперь Раск в "Стартапе") - вероятно, в силу отсутствия возможности культурно и психологически деградировать до среднеамериканских стандартов - сериал можно было бы смело отправлять на помойку.

Как и в "Фарго", в "Стартапе" Фримен убедительно играет неуверенного в себе "маленького человека", только на этот раз располагающего властными полномочиями сотрудника ФБР и привыкшего давить на окружающих. Извлекая из этого ощутимое удовольствие, он делает один маленький шаг в сторону - впервые берет взятку, надеясь, что это ничего не изменит. Однако агент Раск недооценил себя - это должностное преступление начинает воздействовать на его психику на манер компьютерного вируса, изнутри разъедающего сложную и тонко организованную структуру.

Образ агента Филипа Раска, то исчезающий, то вновь выныривающий на сюжетную поверхность, является независимой сюжетной ветвью, лишь косвенно влияющей на развитие событий. По сути, режиссер мог бы со спокойной совестью вычеркнуть этого героя из сценария. Только тогда, очевидно, ни о какой психологии развития образов в сериале не пришлось бы говорить вообще.

Образы "Стартапа" призваны проиллюстрировать сложный баланс сил в Майами, где сферы влияния, подобно жилым районам, поделены между белой финансовой аристократией, потомками кубинских переселенцев и нищими, но злыми гаитянами. Ник Талман - талантливый молодой финансист, всячески пытающийся дистанцироваться от своего отца, бизнес которого завязан на финансовых махинациях, на самом деле слабохарактерен и на удивление глуп. Иззи Моралес - дочь кубинцев, бежавших после революции в своей стране в "оплот демократии", не смогла окончить Стэнфорд, но при этом стала неплохим программистом, разработавшим более совершенный аналог биткоина. Правда, эгоцентризм и жадность, умело маскируемые под социопатию, играют с ней злую шутку каждый день. Рональд Дейси, который балансирует между позицией главаря и главного оппозиционера в гаитянском гетто Майами, хочет изменить и свою участь, и будущее всех жителей района, создав из воздуха нечто "прогрессивное" и непыльное, приносящее большой стабильный доход и не требующее усилий.

Веселая троица едина только в одном - жажде наживы и стремлении быстро заработать. Эта сверхценная идея настолько их ослепляет, что они полностью теряют способность соображать и принимать хоть сколько-нибудь рациональные решения. Создается такое впечатление, что "Сказка о рыбаке и рыбке", так хорошо известная каждому отечественному зрителю сызмальства, является кибернетическим открытием двадцать первого века для людей, обитающих по другую сторону Атлантики.

Если сказанное выше в большой степени предсказуемо, то разноплановый идеологический подтекст свежей американской поделки заставляет задуматься о многом. Во-первых, крайне сомнительный образ стража закона в лице Раска заставляет задуматься о том, что зрителей предостерегают, заставляя быть более бдительными, даже в отношении тех, кто в силу служебных полномочий и внутреннего долга призван помогать.

Во-вторых, мытарства героев со стартапом, крайне рискованным мероприятием, на создание которого требуется уйма денег без каких-либо гарантий их возвращения, окончательно ставят крест на жизнеспособности широко разрекламированного образа "новой экономики" непланового характера, основанной на "инновациях" и частной инициативе.

В-третьих, сериал живописует опасности, подстерегающие каждого, кто попытается связать свое настоящее или будущее с по-настоящему внесистемной деятельностью, будь то криптовалюта или новая операционная система с открытым кодом.

В-четвертых, каждый из героев в тот или иной момент сталкивается с мощным соперником, имя которому - Россия. Она появляется сначала в виде "Вадика", владельца наркопритона, смотрящего (конечно же!) хоккейный матч, затем - всей страны, гражданство которой получил самый опасный хакер современности (правда, китайский, а не американский), а также альтруиста-спонсора Алекса, сколотившего состояние на каких-то сомнительных сделках с русскими - молодчиками, своими действиями наводящих страх на белых, гаитян и кубинцев вместе взятых.

Но главное послание содержится, как и водится, в эпилоге последней серии - "Это не Америка, это Майами", чтобы кто чего не подумал. За такое государство в государстве федеральные власти как бы и не отвечают, в силу особенностей правовой системы. Мало ли что у кого там происходит, никто не без греха, за всеми не уследишь. Ну а что касается компетенции федерации - то вся эта детская самодеятельность со стартапами допустима лишь до того момента, пока не затрагивает сложившегося глобального баланса сил. Не ходите, дети, в Америку гулять.

2.5