Фестиваль отнюдь не чурается и художественных картин, которые плотно взаимодействуют с окружающей действительностью. Причем планка для художественных фильмов, попавших во внеконкурсные программы "Послания к человеку", самая высокая - здесь демонстрируют главные хиты самых престижных международных фестивалей последних месяцев. В этом году они сконцентрированы в программе "Кино сверхреальности". Одной из самых громких премьер программы обещает стать фильм "Я, Даниэл Блейк" британца Кена Лоуча, который в этом году получил Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. Лоуч - самый, пожалуй, известный из режиссеров-леваков, пришедших в английский кинематограф в 70-е годы и прославившийся своими тонкими, беспощадными, но в тоже время полными сочувствия портретами бедных и обездоленных. "Я, Даниэл Блейк" - традиционная работа зрелого Лоуча, присуждение которой главного приза Канн вызвало немало споров. Что, впрочем, не делает эту картину хуже.
Как не делает хуже неприсуждение призов в Каннах двум другим фильмам из той же программы - "Тони Эрдманну" Марен Аде и "Сьераневаде" Кристи Пую. Обе картины - безусловные шедевры современного кинематографа, в которых предельная реалистичность соседствует с глубинной метафористичностью и бездной смыслов.
Что касается документальной программы, то главными хитами тут обречены стать два фильма, которые также успели наделать шума на других фестивалях. Первая картина - "В лучах солнца" Виталия Манского, показ которой в Петербурге пройдет в статусе российской премьеры. Эта работа Манского рассказывает подробности жизни в Северной Корее - самой, пожалуй, закрытой стране мира. Фильм снимался по духподъемному сценарию северокорейских товарищей, которые были уверены в том, что режиссер сделает агитпроп в лучших традициях бессмертной идеи чучхе. На самом деле в фильме Манского показана как раз изнанка процесса создания пропагандистского фильма - здесь постановочная бодрость заранее срежиссированных сцен соседствует с обыденной жизнью, подсмотренной полулегальным образом. И контраст между действительностью и бравурной пропагандой служит мощным антидотом против последней.
Другой фильм международного конкурса - нашумевшая "Дугма" Пауля Рефсдала. Несколько лет назад Рефсдал, долгое время работавший на ТВ, посвятил свою карьеру освещению международного терроризма. Большую часть своей жизни Рефсдал проводит на Ближнем Востоке, где он, судя по картине, обзавелся крайне противоречивыми источниками и связями. Главные герои "Дугмы" - смертники, прибывшие в Сирию для совершения терактов. Один приехал из Саудовской Аравии, где у него жена и дети. Другой - родом из Великобритании, приехавший убивать из-за ложно понятого понятия долга. Третий главный герой этой картины - красная пластиковая кнопка, приводящая в действие взрывное устройство, которая способна уничтожить реальность этих двоих людей в одну секунду. И оба персонажа уверены, что это уничтожение принесет им радость. Возможна ли трансформация двух персонажей, решивших во что бы то ни стало умереть за террористическую идею? Рефсдел дает положительный ответ на этот вопрос.
Также следует обратить внимание на еще одну конкурсную работу - фильм "Глубина два" серба Огнена Главонича. В 2006-м на берегу Дуная были обнаружены массовые захоронения убитых албанцев. Это преступление в Сербии замалчивось 17 лет. В "Глубине два" Главонич демонстрирует как показания очевидцев тех событий, так и палачей, которые дают показания во время международного тибунала - эффект от просмотра этой картины сильнее, чем от любого леденящего кровь фильма ужасов.
"Послание к человеку" завершится 30 сентября.