Прямиком с одного из лучших мировых фестивалей - в Торонто, где он вошел в конкурсную программу. Что еще раз доказывает: Александр Роднянский - продюсер, которому нет равных в искусстве продвижения своих проектов.
Это второй фильм Роднянского в формате IMAX (первым был "Сталинград", а всего в России снято три фильма в этом формате). И будьте уверены, все захотят составить мнение о "Дуэлянте", как это было с "Левиафаном" и "Сталинградом" и другими картинами продюсера Роднянского. И все посмотрят. Как посмотрят и за рубежом. В Китае обязательно. И там "Дуэлянт" кассу соберет. Все необходимые составляющие - история, костюмы, дуэли, много крови, любовь - у него для этого есть.
Это первый опыт в "зрительском кино" у режиссера Алексея Мизгирева, прежде отдававшего предпочтение "кино авторскому". Ему удалось внести в фильм свои краски (серое, коричневое, черное, мрачноватое) и свой стиль. Картина сделана практически в той же "цветовой" гамме и стилистике, что и предыдущие ленты автора.
"Дуэлянт" очень необычно снят. Оператор Максим Осадчий "базируется" на крупных "косых" планах. Это давит на зрителя, что понятно: история-то морально тяжелая. Пули в 3D, как у Тимура Бекмамбетова, в зрителя не полетят. Но холод оружия можно очень даже ощутить (даже если смотреть не в IMAX). Приемы будут повторяться. Вначале зрителя это тревожит, но потом привыкаешь как-то.
Смотришь "Дуэлянта", и не можешь избавиться от ощущения, что попал в кукольный или карточный домик. Работа художников достойна премий. И по гриму, и по костюмам, и художника-постановщика. Костюмы эпохи сидят на героях почти безупречно. Лица кажутся накрашенными, очень театральными. Глядя на Владимира Машкова в роли негодяя - графа Беклемишева, задумываешься: "Зачем было ему примерять этот злодейский образ?" Его же помнят все обаятельным героем с военной выправкой, с глубокомысленным прищуром. А здесь - злодей, герой-любовник, он смотрится гораздо старше всех остальных персонажей, и, если судить по этой роли, трудно понять: "Как могут женщины сходить по нему с ума?"
Что еще мешает при просмотре "Дуэлянта"? Помните юмористическую миниатюру Михаила Жванецкого советских времен о том, что наши артисты не могут носить фраки, смокинги и красивые платья, чувствовать себя аристократами? Увы, это беда многих сегодняшних российских картин. Вот так и здесь - кажется, актерам страшно неуютно очутиться в другой эпохе. Разве что молодой Павел Табаков, будто унаследовав обаяние отца, он легко и чисто, не фальшивя, превращается в наивного аристократа, князя Тучкова. А его сестра Марфа Тучкова в исполнении Юлии Хлыниной - это уже модельная красотка.
"Военные", дуэльные сцены затягивают. А "мирные" - особенно сцены любовные - хочется прокрутить на быстрой перемотке. Есть и "скан" из "Титаника" - там действие происходило на корабле, тут - в карете. Петербург XIX века представлен невероятно грязным, постоянно идет дождь, на улице месиво, - при этом на одежде персонажей в большинстве сцен ни пятнышка, ни капельки, ни грязи, словно они не из этого города.
Императриц в последнее время играли многие, и Юлия Ауг, и Наталья Суркова. Кажется, Франциска Петри в роли великой княгини им всем проигрывает - скажем так: отсутствием оттенков. Хотя блестящий немецкий и популярность актрисы за рубежом оправдывает ее появление в фильме.
Мартин Вуттке в роли Барона мог бы выйти на поклон в театре вторым после главного героя - и получил бы овации. В нем есть и драйв, и тот же прекрасный немецкий. Актеры Александр Яценко и Юрий Кузнецов в кадре появляются редко, но эпизоды с их участием запоминаются. Про Сергея Гармаша и Юрия Колокольникова сказать можно немного: оба не к месту, один чуть меньше, другой чуть больше. Возможно, дело в том, что сценарий - не самое сильное, что есть в "Дуэлянте": оба не могут найти себя в тех ролях, что им отведены. Будто сыграли на ходу, второпях.
Зато Петр Федоров - вот из-за чего стоит смотреть фильм "Дуэлянт" - раскрылся в этой роли, как нигде прежде. Сцена, когда его ведут сквозь строй шпицрутенов, сыграна им так, что крутить ее можно отдельно от фильма - как образец.
Не будем о музыке, она все равно маловнятна (композитор Игорь Вдовин). Перейдем сразу к финалу: он оказался так банален и знаком по множеству фильмов разных жанров, что зритель с холодным сердцем вылетает из зала быстрее, чем пуля из пистолета героя-дуэлянта Федорова.
Режиссер Мизгирев, безусловно, достоин большого уважения за то, что сделал в авторском кино. Доволен ли он сам таким хождением "в народ"? Боюсь, вопрос риторический.
Вы сняли "Дуэлянта", сейчас снимаете фильм "Девятая" (также с продюсером Роднянским). Оба, судя по всему, должны принести серьезную прибыль. Вам не пришлось ломать себя, переходя поближе к массовой аудитории?
Алексей Мизгирев: Я не делю кино на коммерческое и некоммерческое. Есть кино индустриальное, а есть штучный продукт. Эти штучные продукты могут быть в любом жанре, что совершенно не ограничивает автора. Думаю, что картина, которую я сейчас сделал, относится к этой категории. Поэтому ни о каком "заносе", ломке себя, речи быть не может.
Ваш фильм "Бубен, барабан" был штучным продуктом?
Алексей Мизгирев: Разумеется. Все картины, которые я делаю, созданы руками, кровью. Конечно, "Бубен, барабан" был частью совершенно другой индустрии. Вряд ли его можно назвать индустриальным продуктом.
То есть "штучный продукт" по-вашему - это...
Алексей Мизгирев: Это когда все сделано руками - от декорации до идеи. Наполнено эмоциями, чувствами, желанием сделать так, и только так. Это не супермаркет!