Что связало материковый Де-Кастри и остров Сахалин

Ровно десять лет назад - в конце сентября 2006 года - в воды залива Чихачева, напротив поселка Де-Кастри Хабаровского края, впервые вошел огромный танкер: длина корпуса - четверть километра, ширина - более 40 метров, высота от киля до клотика - 54 метра.

Аккуратно маневрируя с помощью буксиров, танкер подошел к гигантской, похожей на журавля, стальной конструкции. Так же неторопливо журавль повернулся к танкеру, из "головы", возвышающейся над морем на 60 метров, к приемному клюзу на носу судна протянулся погрузочный шланг... Спустя сутки танкер, солидно уйдя на десяток метров в воду - до самой ватерлинии, скрылся за горизонтом, попрощавшись длинным гудком.

Так начался новый этап истории поселения у моря: находясь на материковой части России, теперь оно тесно связано с Сахалином нитками трубопроводов, рейсами судов, полетами вертолетов и самолетов. Удивительно, но с момента своего основания Де-Кастри так или иначе имел особую связь с дальневосточным островом.

Проект "Сахалин-1" знаком каждому сахалинцу. Даже несмотря на то, что все его объекты находятся вдали от населенных пунктов, в труднодоступной местности или в море, - они на слуху. Самая мощная в мире буровая "Ястреб". Платформа "Орлан" - именно с нее пробурена самая протяженная скважина О-14 длиной 13500 метров, пока никем не побитый мировой рекорд. "Беркут" - самая большая платформа в России. Береговой комплекс подготовки Чайво - сердце проекта. Сюда приходит продукция со всех месторождений "Сахалина-1". Это практически маленький город, залитый электрическим светом, полностью автономный для круглогодичной работы.

Но совершенно особое положение занимает нефтеотгрузочный терминал Де-Кастри.

В первую очередь из-за своей географической обособленности. Все остальные объекты проекта расположены на северо-востоке Сахалина. Именно там находятся буровые площадки с добычными комплексами, трубопроводные сети, мощности по подготовке нефти - отделению ее от воды, газа и песка. А вот для терминала было выбрано место на материке. Здесь нашелся удобный глубоководный залив Чихачева, в который без опаски могут заходить танкеры класса "Афрамакс" водоизмещением сто тысяч тонн. Благодаря такому проектному решению 250-километровый трубопровод пересекает Сахалин поперек с востока на запад. Это направление параллельно большинству местных рек, что позволило сократить работы по преодолению потоков и водосборов, причем большая часть из них осталась нетронутой.

Роль терминала среди прочих объектов проекта тоже особенна. Ведь именно от безопасности и стабильности работы транспортной цепочки зависят регулярные поставки нефти на рынок и, как следствие, репутация "Сахалина-1" как надежного партнера. А это, в свою очередь, приносит прибыль, и не только партнерам по консорциуму, но и российским бюджетам - и региональным, и федеральному. Благодаря стабильным поставкам Россия уже получила в общей сложности свыше 13 миллиардов долларов в виде налогов, роялти и доли продукции. На Сахалине значительная часть бюджета сформирована из этих платежей.

Еще одна особенность - терминал находится в непосредственной близости от поселка Де-Кастри. Практически из окон своих домов жители могут наблюдать, как огромные танкеры неторопливо стыкуются с одноточечным причалом в море, принимают на борт сто тысяч тонн нефти и уходят в далекий рейс. Зимой к ним присоединяются ледоколы: усиленный ледовый класс и двойной корпус, конечно, позволяют танкерам держать удар большинства ледовых полей, но безопасность превыше всего.

С одной стороны, близкое соседство удобно: многие работники терминала - местные жители, которые приезжают утром из дома и уезжают вечером обратно специальным рейсом автобуса в обычном, а не вахтовом режиме. С другой стороны, такая близость накладывает особую ответственность перед соседями: ведь многие из них - рыбаки и охотники, для которых и море, и тайга как дом родной. И если бы с терминала просочилась хоть капля нефти - уж кто-кто, а они бы ее не пропустили. Но такого не случалось ни разу.

Есть и еще одна уникальная черта - название терминала.

Все наименования месторождений проекта "Сахалин-1" происходят от топонимов, заимствованных из языков коренных народов. Например, "Чайво" на нивхском означает "большое поселение", а "Аркутун-Даги" - "место, где водится корюшка". Промышленные объекты - буровая "Ястреб", платформы "Орлан" и "Беркут" - названы в честь особо охраняемых хищных птиц, занесенных в Красную книгу. Такова традиция проекта "Сахалин-1". А нефтеотгрузочный терминал получил имя благодаря близлежащему поселению, название которого звучит на неожиданном здесь французском языке.
Чтобы понять, как так вышло, надо заглянуть в историю открытий дальневосточного края.

Экспедиция французского исследователя Жана Франсуа де Лаперуза 1785-1788 годов оставила немало имен на карте Азии и Тихого океана. Романтичное "Де-Кастри" - одно из них. Проходя между материком и Сахалином, фрегаты "Буссоль" и "Астролябия" нашли укрытие от надвигавшегося шторма в удобном глубоководном заливе. Лаперуз решил присвоить заливу имя тогдашнего морского министра Франции. Шарль Юджин Габриэль де Ла Круа, маркиз де Кастри, вряд ли мог представить себе всю суровость края, где было увековечено его имя.

Намного позже, в середине XIX века, капитан 1 ранга Геннадий Иванович Невельской в ходе своей легендарной Амурской экспедиции искал пролив между Сахалином и материком, чтобы доказать то, чего не смог Лаперуз: Сахалин - это остров. Особое поручение он дал самому молодому офицеру своей команды - Николаю Константиновичу Бошняку. 23-летний морской офицер прибыл в залив Де-Кастри и основал там пост.

Впоследствии залив был назван в честь Петра Александровича Чихачева, известного российского географа и путешественника. А французский топоним перелился в современное название поселка.
Прошло полтора века, и появилась новая крепкая ниточка связи Де-Кастри с, казалось бы, далеким Сахалином. На берегу залива вырос нефтеотгрузочный терминал, название которого предопределила сама история, - Де-Кастри.

А в шести километрах от терминала, в море, поднялся одноточечный причал. Каждые несколько дней от него отходят танкеры с сахалинской нефтью. Это самое большое сооружение подобного рода в мире. Неудивительно, что и имя оно получило особенное - "Сокол". В лучших традициях проекта "Сахалин-1".

 

На правах рекламы