Сейчас плата за вывоз мусора не нормируется. В среднем она составляет 2,5 рубля с квадратного метра жилья, но может быть и больше, так как тариф устанавливает управляющая компания. И руководствоваться она может чем угодно, например, тарифами транспортной компании или мусоропереработчика, или просто возить "задешево" на нелегальную свалку, а денежки жильцов прятать к себе в карман.
С нового года тарифы должны устанавливать региональные операторы по обращению с ТКО. Такой оператор выбирается один на регион, а значит, и плата будет одинаковой для всех жителей.
Правда, не во всех регионах утверждены территориальные схемы обращения с отходами, а без них не выбрать и оператора. Так что есть вполне реальный шанс встретить первый день нового года среди гор мусора.
Грозит ли нам мусорный коллапс, "Российской газете" рассказал министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской.
Сергей Ефимович, до 26 сентября регионы должны были утвердить территориальные схемы в области обращения с отходами. Все ли успели?
Сергей Донской: К сожалению, нет. Согласовано всего 48 территориальных схем.
Хочу сразу оговориться, это не формальная процедура, а важный элемент всей реформы в сфере обращения с отходами.
Он выстраивает всю логистику движения отходов от момента их образования до места переработки или захоронения и все маршруты этой цепочки. Требования к составу, содержанию схем и сроки установлены правительством еще в марте.
Поэтому на сжатые сроки списать проволочку с разработкой не получится. Просто не все регионы своевременно начали эту работу. В последние недели Росприроднадзор вынужден практически круглосуточно заниматься приемом и анализом схем.
В разной степени готовности территориальные схемы - у 61 региона. В 23 регионах ведется пока только подготовительная работа по формированию территориальных схем. Не приступили к разработке в Республике Крым. Очень плохая ситуация у Тывы, Тверской, Вологодской областей - они только готовятся к проведению конкурса. Еще не разработана схема в Северной Осетии-Алании.
Что будет с теми, кто не согласовал схемы?
Сергей Донской: Времени было достаточно, поэтому разбор полетов будем проводить уже совместно с прокуратурой.
Схема - это не формальность. Это обязательное условие для выбора регионального оператора. А без него может возникнуть ситуация, что после 1 января 2017 года вывозить мусор будет некому. Надеюсь, региональные власти такой новогодний сюрприз жителям не преподнесут, а начнут максимально быстро выправлять ситуацию.
Очень не хотелось бы получить в каком бы то ни было российском регионе ситуацию с мусорным коллапсом, как это было, например, в Неаполе. Но такая опасность, увы, существует.
То есть нам надо готовиться к худшему?
Сергей Донской: Надеюсь, те меры, которые мы приняли, обеспечат максимально цивилизованную, скажем так, работу коммунальных предприятий.
Мы вернули лицензирование всех видов работ с отходами, сегодня утверждаем территориальные схемы. Дальше в регионах пройдут тендеры по выбору региональных операторов. В итоге мы получаем прозрачное тарифообразование, развиваем систему переработки отходов и снижаем число захоронений.
Региональный оператор - один или несколько - выбирается на 10 лет, а значит, придет в регион всерьез и надолго, не как временщик. Он сможет планировать свою работу и предлагать минимальные тарифы. А ФАС работает над тем, как экономически стимулировать переработку отходов, чтобы захоранивать их стало невыгодно.
Сколько же мы будем платить за вывоз мусора с 1 января 2017 года?
Сергей Донской: Об этом можно будет говорить после выбора региональных операторов. Процедура выборов открытая - побеждает тот, кто предлагает наилучшие условия.
А регионам дано право устанавливать предельные тарифы на обращение с ТКО. Мы исходим из того, что плата за вывоз мусора не должна увеличиться.
Не слишком ли надолго выбирают оператора? Не приведет ли это к злоупотреблениям?
Сергей Донской: Мы считаем, что долгосрочное планирование - необходимое условие работы в этой сфере. Что касается возможных злоупотреблений, то мы вышли в правительство с инициативой дополнить КоАП статьей об ответственности операторов за неисполнение своих обязанностей по госконтрактам, повлекшее угрозу компонентам природной среды. Так что, думаю, все опасения мы снимем.
В большинстве регионов остро стоит проблема несанкционированных свалок. Сегодня в муниципальных бюджетах есть статья, которая позволяет их свалки устранять. С 2017 года статьи не будет. Что делать?
Сергей Донской: К сожалению, сегодня количество несанкционированных свалок более чем в 20 раз превышает количество легальных объектов размещения отходов.
Причин много. Одна из них - низкие нормативы накопления ТКО на душу населения. Во многих регионах нормы действуют с советских времен. Это приводит к тому, что расчет, сколько нужно контейнеров, площадок временного размещения и т.д., оказывается заниженным.
Современное регулирование для решения этой проблемы сформировано. Сейчас требуется максимально эффективное взаимодействие федеральных и региональных органов власти, общественных структур, участвующих в этой работе. Собственно, один из шагов для решения - территориальные схемы. Ситуация в области обращения с отходами должна поменяться коренным образом: от захоронения - к переработке отходов, созданию целой современной индустрии.
Даже если не брать качество работы с отходами, планируется вообще увеличивать количество пунктов раздельного сбора мусора? В шаговой доступности их практически нет.
Сергей Донской: В территориальных схемах должно быть предусмотрено оборудование контейнерных площадок с антивандальными конструкциями для раздельного сбора отходов.
Те, кто занимается раздельным сбором мусора, уверяют, что сырья как раз хватает, не хватает мусороперерабатывающих предприятий.
Сергей Донской: Согласен, не во всех регионах хватает таких мощностей. С другой стороны, мы знаем, что есть мусороперерабатывающие предприятия, которые недозагружены.
Есть планы по созданию мусороперерабатывающих предприятий, которые смогут принимать отходы из нескольких регионов. Сегодня Росприроднадзор рекомендует всем регионам представлять на согласование территориальные схемы в электронном виде. В ближайшем будущем на их основе мы создадим интегрированную схему обращения с отходами всей страны. И сможем подсказать и варианты межрегионального взаимодействия по переработке отходов.
Как привлечь частных инвесторов к процессу сбора и утилизации отходов? Будут ли для них предусмотрены какие-то стимулы (налоговые каникулы, дотации и пр.)?
Сергей Донской: Мы очень рассчитываем, что в сфере обращения с отходами заработает институт государственно-частного партнерства (ГЧП), что будут заключаться концессионные соглашения регионов с инвесторами.
Благодаря гарантиям по инвестициям мы сможем дать мощный импульс по развитию инфраструктуры по переработке отходов. Следовательно, будут уменьшаться площади несанкционированных свалок, а затем эта практика будет просто исключена. И все это скажется положительно и на качестве жизни населения во всех регионах страны.
Другое важнейшее направление - так называемая расширенная ответственность производителя. Законом введен такой экономический механизм. Производитель и импортер товаров и упаковки обязан утилизировать их после утраты потребительских свойств или платить экологический сбор. Это создаст замкнутые циклы в обращении с отходами, возвращая их в хозяйственный оборот и исключая захоронение. Компании будут представлять отчетность по товарам, включая упаковку, подлежащим утилизации после утраты потребительских свойств.
Совместно с Росприроднадзором мы готовим предложения о внесении изменений в распоряжение правительства N 1886-р, оно сейчас проходит процедуру публичного обсуждения.
С 1 июля 2016 года лицензированию подлежит вся деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I-IV классов опасности. Что показала эта работа?
Сергей Донской: На конец сентября выдано и переоформлено более 9 тысяч лицензий. И сейчас общее количество действующих лицензий с учетом выданных ранее - более 11,42 тысячи.
Честно говоря, мы ожидали, что обращений будет больше. Так что можно говорить, что произошла консолидация этого рынка, его упорядочивание. Сегодня остались только крупные игроки, которые оказались готовы соблюдать те технические и технологические требования, которые предъявляет закон.
Но есть те, чья работа не соответствовала техническим требованиям, они просто не пришли переоформлять лицензию. А тем, кто попытается работать без лицензии, ответственности не избежать!
Какой должна быть идеальная схема по отходам?
Сергей Донской: Наша задача - максимально вовлечь отходы в хозяйственный оборот.
То есть мы должны увидеть эффективную, комплексную систему по обращению с отходами, в которой учтены и нынешняя инфраструктура переработки, и ее развитие, должны быть учтены потребности и отдельных муниципальных образований, и региона в целом.
Кроме того, при разработке территориальных схем должен учитываться приоритет переработки отходов над захоронением. А также поэтапный запрет на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы как вторсырье.
С 1 января 2017 года вступает норма, по которой захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов таких отходов сформулирован и в ближайшее время будет утвержден правительством. На первом этапе со следующего года мы предлагаем запретить подвергать захоронению лом и отходы черных и цветных металлов, отходы оборудования и прочей продукции, содержащей ртуть.
Если мы видим в схеме констатацию ситуации, как она есть сейчас, - отправляем документ на доработку. Причем руководитель Росприроднадзора Артем Сидоров лично контролирует эту работу, делает все, чтобы взаимодействие было максимально конструктивным. Коллеги фактически участвуют в доработке - советуют регионам, как улучшить их территориальные схемы.