Рославль - крупный железнодорожный центр, по профессиональной терминологии - "важнейший узел". В последнее время его возможности в полной мере не используются - сократились и пассажирские, и грузоперевозки, но железная дорога по-прежнему играет в жизни города большую роль. Одним из важнейших местных предприятий и крупнейших промышленных организаций Смоленской области является Рославльский вагоноремонтный завод. В этом году здесь освоили производство собственной продукции - современных вагонов. Подготовкой смены для нынешних специалистов отрасли занимается железнодорожный техникум - филиал Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II. Со вниманием относится к отрасли и местная власть: исполняющий полномочия главы Рославльского района Валерий Ильин говорит, что и прадед, и дед, и отец у него работали в здешнем локомотивном депо. И в этом нет ничего удивительного: в отрасли по-прежнему в чести трудовые династии.
Железнодорожная станция Рославль - одна из двух в Смоленской области, которую украшает настоящий паровоз. В 1984 году здесь поставили на вечную стоянку "Кукушку" - легендарный танк-паровоз серии Ь-2012, построенный в 1897 году на Коломенском машиностроительном заводе.
В Рославле он появился после Великой Отечественной войны, активно использовался, а потом превратился в достопримечательность города, которая упоминается во всех путеводителях. Оказалось, что это единственная "Кукушка", которая осталась в России! Оценив техническое состояние паровоза, руководство компании ОАО "РЖД" решило дать уникальному паровозу вторую жизнь. "Кукушку" сняли с постамента, погрузили в железнодорожные вагоны и доставили в Москву, где паровозное оборудование было в кратчайшие сроки восстановлено. Уже в сентябре туристы, решившие познакомиться со столицей России из окна ретропоезда, увидели рославльскую "Кукушку" в деле!
- Сожалею, но мы, возможно, недооценили, как любили этот паровоз в Рославле, - говорит заместитель начальника Московской железной дороги, руководитель Смоленского региона МЖД Юрий Базаров. - Вопрос решили быстро, поскольку паровоз оставался в собственности РЖД и ухаживали за памятником железнодорожники. Жители Рославля, которых не предупредили о принятом решении, сразу забили тревогу, появились обращения, публикации в средствах массовой информации, на интернет-форумах, в которых все выражали общее желание вернуть паровоз. И в сентябре, когда стало известно, что "Кукушка" восстановлена и уже возит туристов по Москве, у меня просто от сердца отлегло - любимый жителями Рославля паровоз получил вторую жизнь. Был памятник, стоял на постаменте, а теперь - снова работает, снова в пути!
Жителей Рославля, лишившихся одной из достопримечательностей, конечно, вряд ли утешило сообщение, что их любимая "Кукушка" катает туристов по Москве. Понимая это, руководство ОАО "РЖД" приняло решение о доставке в город с Урала паровоза серии "Л" (народное название - "Элка", или "Лебедь") и постановке на его вечную стоянку вместо "ожившего" памятника. Так "Лебедь" сменил в Рославле "Кукушку".
- Прошло столько времени, железнодорожная техника совершенно изменилась, но людей все равно завораживают паровозы, их мощь, огромные колеса, пар, - говорит Юрий Базаров. - Но еще большее впечатление производит ощущение истории, которое испытываешь рядом с ними, боевое прошлое этих машин, ведь многие из них участвовали в великих стройках, были свидетелями великих событий. Вот моя семья, Базаровы, - мы 200 лет работаем на железной дороге, и для меня старые паровозы - это история моей семьи.
Паровоз серии "Л" (по первой букве фамилии его создателя - выдающегося советского конструктора Льва Лебедянского, разработавшего эту машину в конце Великой Отечественной войны на Коломенском заводе), конечно, не такой раритет, как "Кукушка". В 1947 году он поступил в серийное производство, выпускался на различных заводах, и всего было изготовлено более четырех тысяч таких паровозов. Вообще, при слове "паровоз" представляют себе именно эту машину - взрослые помнят, когда такие красавцы еще использовались на железной дороге, а подрастающее поколение видит их в кино - в фильмах "12 стульев", "Подарки по телефону", "Дети Арбата", "Адмиралъ", "Первые на Луне".
- Тот паровоз, конечно, был большой редкостью - помню, раз приехали в Рославль англичане, так они полдня его фотографировали! - рассказал ветеран-железнодорожник Иван Васильевич Молодоженов, 42 года проработавший в Рославльском локомотивном депо. - Но он маленький, маломощный, выпущен еще при царе, у нас в депо даже паспорт его хранился. Я руководил работами, когда его устанавливали у депо как памятник, и, думаю, отлично, что его сумели восстановить. А у нас теперь стоит "Элка" - самый известный паровоз в Советском Союзе, его на всех станциях знали, и молодежи есть на что посмотреть.
Сама установка 92-тонной махины с 36-тонным тендером на постамент у здания локомотивного депо с помощью двух огромных железнодорожных кранов, прибывших из Смоленска и Вязьмы, уже напоминала спецоперацию. Но еще больше впечатляет мастерство рославльских железнодорожников.
- Я видел этот паровоз, когда он прибыл со Свердловской дороги, - говорит Юрий Базаров. - Металл местами проржавел насквозь, эту ржавчину отрезали, заменяли новым… Сроки были жесткие, мы хотели установить новый памятник или к 25 сентября, когда празднуется День освобождения Смоленской области от немецко-фашистской оккупации, или ко Дню компании. Вы видите: сегодня этот паровоз выглядит как будто только что построен, и для этого потребовались огромные усилия специалистов Рославльского локомотивного депо. Мы благодарны старшему вице-президенту ОАО "РЖД" Валентину Александровичу Гапановичу и начальнику Московской железной дороги Владимиру Ильичу Молдаверу за огромную помощь в этой работе.
29 сентября, накануне Дня компании, Юрий Базаров и исполняющий полномочия главы Рославльского района Валерий Ильин торжественно перерезали красную ленточку, официально открыв в Рославле новую достопримечательность - огромный и завораживающий черный с алым паровоз. А в скором будущем здесь будет разбит сквер. Железнодорожники обещали городу помощь в решении этой задачи.
- Недавно у нас в Рославле завершилась реконструкция Аллеи Героев, где установлен знаменитый танк Т-34, сегодня мы открываем новый памятный объект, прекрасный паровоз, и эти события взаимосвязаны, - считает Валерий Ильин. - Я рад, что железнодорожники выполнили данное городу обещание, и знаю, что наши ветераны довольны, что в Рославле появилась такая достопримечательность. У нас в городе строятся и ремонтируются вагоны, идет подготовка замечательных кадров для железной дороги, и прекрасно, что у нашего транспортного узла появился такой прекрасный символ.
Кстати
Теперь в Смоленской области два памятника-паровоза - в Рославле и Вязьме, оба - "Элки", и вполне возможно, что такая же достопримечательность появится и в Смоленске.