Как у региона получается работать не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, рассказал "РГ" на международном инвестиционном форуме в Сочи губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.
Олег Александрович, недавно в Вологодской области был начат выпуск "дорожных карт" по импортозамещающей и экспортоориентированной продукции. Что будет сделано в рамках этого проекта?
Олег Кувшинников: Отмечу, что установка на импортозамещение для нашей области не нова. В ряде отраслей промышленности региона этот процесс происходит уже на протяжении нескольких лет, достигнуты определенные результаты.
Сами дорожные карты были разработаны в рамках проекта "Синергия роста", цель которого в том, чтобы нарастить объемы производства той продукции, которую мы ранее импортировали из других стран и регионов Российской Федерации. Мы составили реестр закупаемых товаров и разделили их на сектора: продукция, произведенная крупными предприятиями, средними, и работающими в социальной сфере. Этот перечень мы разместили в свободном доступе и начали оказывать государственную поддер-жку тем производителям, которые стали закрывать позиции из реестра. Эффект получился по-трясающий: крупнейшие предприятия региона теперь закупают комплектующие у наших российских производителей, общая сумма контрактов составила более 12 миллиардов рублей.
Так, например, для "Северстали" наиболее продуктивным оказался переход на отечественные аналоги прокатных валков, огнеупорной продукции, масел, смазки. Часть опытных поставок прошла испытания в условиях реального производства Череповецкого металлургического комбината. Растет доля поставок валков, в том числе за счет расширения количества типоразмеров и применяемого материала.
Можно ли по такой же схеме не только замещать позиции, но и выпускать инновационную продукцию?
Олег Кувшинников: Безусловно. Например, на инвестиционном форуме в Сочи было подписано трехстороннее соглашение по развитию биотехнологий между Министерством экономического развития, Вологодской областью и компанией "ФосАгро". Биодобавки - это новое слово в сельском хозяйстве. Они добавляются в корма для животных, способствуют повышению надоев, улучшают состояние здоровья стада. Недавно на сельскохозяйственных предприятиях Вологодской области завершился цикл испытаний новых добавок и биокомпонентов. В ближайшее время инновационная продукция готова будет выйти на рынок. Причем, планируется, что поставки будут осуществляться не только в российские регионы, но и за рубеж.
Вообще, Вологодская область занимает лидирующие позиции в этой области химии. Каждая шестая тонна минеральных удобрений в стране производится у нас.
Как обстоят дела в пищевой промышленности? Получается ли поставлять вологодские продукты в другие регионы?
Олег Кувшинников: Поставки осуществляются более чем в 20 субъектов страны, и их число регулярно увеличивается. В прошлом году, например, мы нарастили вывоз продуктов из Вологодской области на 10 процентов, а ввоз снизился почти на треть. Якорной областью, конечно, является молокоперерабатывающая промышленность, на нее приходится 46 процентов от общего объема пищепрома региона.
В прошлом году, например, предприятия произвели 475 тысяч тонн молока, это настоящий рекорд. Спрос на продукцию за пределами региона стабилен, и я считаю, что здесь сыграл свою роль наш бренд "Настоящий вологодский продукт", который мы перезапустили три года назад. Сейчас прошли добровольную сертификацию и получили право использовать эту маркировку более 70 предприятий области, знак получили 2,5 тысячи наименований продовольственной продукции.
Пищевая промышленность в области активно поддерживается. За четыре года объем ассигнований на эти цели увеличился с полутора до двух миллиардов 700 миллионов рублей в год.
А новые продукты будут выпускаться?
Олег Кувшинников: Конечно. На днях подписано соглашение с петербургской компанией "Parabola Group", которая инвестирует создание в Вологодской области крупного производства сыра. Выпускаться будут твердые и полутвердые сорта. Объем вложений составит 400 миллионов рублей, проектная мощность - 3,5 тысяч итонн сыра в год. Такие объемы позволят вывести Вологодчину в лидеры по производству твердых сыров. Это классический пример импортозамещения, ведь даже сейчас практически 50 процентов такой продукции завозится из-за рубежа.
Имеется ли выход на зарубежные рынки? Экспортируете ли вы знаменитое вологодское масло?
Олег Кувшинников: Вологодское масло продается только в России. Зато наш регион активно поставляет осетровую икру и кондитерские изделия в 15 стран мира.
Недавно стало известно, что Вологодская область будет поставлять льняные ткани в Италию. В какой стадии находится этот проект?
Олег Кувшинников: Контракт был заключен в мае текущего года, по-ставки уже осуществляются. В среднем отправляется 2-3 фуры в месяц. В ближайшей перспективе планируется увеличить не только объем поставляемой продукции, но и ее ассортимент. Также большим спросом по всему миру пользуется вологодское кружево.
В целом Вологодская область является одной из ведущих областей среди регионов в развитии легкой промышленности. Помимо глубокой переработки льна у нас хорошо развито швейное производство. Конечно, как и в других регионах, местные производители испытывают трудности при сбыте из-за сильной конкуренции со стороны зарубежных поставщиков. Также негативно сказывается нехватка квалифицированных специалистов.
Но, несмотря на все трудности, легкая промышленность в регионе развивается в умеренном темпе. Основным фактором, влияющим на увеличение объема производ-ства, служит увеличение спроса, а это говорит о том, что продукция легкой промышленности очень востребована.