Марианна в Зазеркалье, ставшем отражением

"Она" (Elle) - новая работа мэтра европейского кино, голландца Пола Верховена, снятая по мотивам романа Филипа Дижана, сперва эстетически ужасает. Потом ужасать начинает то, что показанное смотрится не столько как фантасмагория, сколько как очередная социально-психологическая драма. А это выводит происходящее из сослагательного наклонения в изъявительное, вызывая внутренний шок и противление вызванной реакции, а от этого внутреннего ощущения уже никуда не уйти.

В том, что дано, на первый взгляд все нормально. Есть взрослая женщина, "Она", взявшая волю в кулак и закрывшая дверь за преступлением собственного отца, которое нечаянно сделало ее в подростковом возрасте невольной героиней не столько новостной, сколько светской хроники, надломив жизнь, едва давшей первые побеги. Но она стала хозяйкой своей жизни и, выковав броню, с решимостью бросилась навстречу ее волнам. У нее был муж, с которым она в разводе, но при этом в нормальных отношениях. От мужа у нее есть сын, инфантильный, но что ж поделать. У нее есть работа, связанная с продвижением компьютерных игр. Несерьезно для взрослой женщины, вы скажете. Ну а что поделать, если есть спрос на "стрелялки", кто-то должен его удовлетворять, организуя работу программистов. У нее есть коллеги, с которыми она время от времени общается. И лучшая подруга - в том смысле, что подруга, прежде всего, неоспоримо лучше ее. И даже любовное увлечение. Вроде, по любым статистическим критериям, все есть.

Нет нормальных отношений с родителями - отец сидит в тюрьме большую часть своей жизни, мать же занята собственной жизнью. "Она" презирает мать и завидует ей одновременно, мстит, соперничает с ней, не находя в себе сил простить и наконец-то прожить непростое общее прошлое. С сыном - они общаются вполне цивилизованно, только вот душевности там ни с одной, ни с другой стороны нет и в помине. Разговоры между бывшими супругами напоминают немой диалог между предметами, долго находящимися в одной комнате. Работа приносит деньги, но "Она" не умеет строить отношения с людьми, превращая творческий процесс для всех участников в соковыжималку. С коллегами "Она" по душам поговорит лишь однажды, но это знаменательное во всех отношениях событие будет похоже на сеанс к психотерапевту по своей форме и на комедию абсурда по содержанию.

И в общем - ничто из этого "Ее" особенно не заботит. Все как у людей, идет своим чередом. Вот только призраки прошлого, которые она спрятала в чулан, начинают мстить. И мстить невероятно. До такой степени, что в какой-то момент становится страшно, потом жалко, а затем - невозможно смешно.

Верховен, показав рядовую западную жизнь, рядового западного обывателя в рядовом западном настоящем, отправляет зрителя к началу - истоку всего, что происходит на земле с человеком. А если это начало, каким бы оно ни было, им отвергается, то корневая система человека, пусть и искореженная в силу травмирующих обстоятельств, начисто атрофируется и хрупкие корешки начнут, подобно плющу, стлаться по поверхности, где об них одни споткнутся и, досадливо хмыкнув, пройдут мимо, другие на автомате через них перешагнут, а третьи с упоением пройдутся по ним лопатой и секатором. И тогда ничего не спасет, потому что ничего не останется.

Феминизм и независимость настолько мастерски изображенные в начале, во всем их великолепии, к середине фильма одним поворотом пленки становятся уморительно гротескными, а главное - абсолютно негодными в сложившихся условиях. Религия же, ставшая поводом (с упоением выдаваемая сми за причину) массового убийства, совершенного ее отцом, превращается в то, что недоступно для ее понимания, но на ее глазах дарует другому силы справиться со своей частью общей трагедии.

"Она" же - идет по жизни, смеясь. Пока удается. Ну и хорошо. В добрый путь, Марианна. Не забудь только оглянуться назад, иначе превратишься в соляной столб. Помни, ты - в Зазеркалье.

5.0