"Сегодня у нас самый лучший день - принимаем бюджет. Мы завершаем подготовку главного финансового закона на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов", - сказал премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая заседание правительства.
Подготовка документа далась кабмину нелегко. После многочисленных споров на различных отраслевых совещаниях был подготовлен весьма жесткий и прагматичный бюджет, который фактически подчинен той же логике, что ложилась в основу главных финансовых документов страны предыдущих двух лет.
Правительству снова пришлось исходить из продолжения санкций и ответных мер на весь трехлетний период. При этом ориентиром стал консервативный вариант социально-экономического развития страны. При подготовке бюджета кабмин опирался на весьма осторожную оценку будущей динамики цен на нефть. По мнению Медведева, доходы бюджетников благодаря такому подходу будут меньше зависеть от ценовой конъюнктуры на сырье.
Впрочем, как бы ни складывалась для России внешнеэкономическая обстановка, бюджет останется социально ориентированным. Глава правительства пообещал, что все обязательства перед гражданами будут выполнены в полном объеме. И не только напрямую - через зарплаты и социальные выплаты, но и косвенно - через те проекты, которые ведутся в рамках госпрограмм. Федеральный центр намерен оказывать всестороннюю финансовую поддержку внебюджетным фондам, чтобы и пенсионеры, и многодетные семьи, и все, кто нуждается в помощи, получали ее вовремя в необходимых объемах.
Один из наиболее острых вопросов нового бюджета - пенсии, которые правительство обещает проиндексировать в феврале в полном объеме по итогам накопленной инфляции за 2016 год. Мотивация очевидна: цены продолжают расти, и особенно остро это ощущают люди с невысокими доходами, в том числе пенсионеры. Не откажется кабмин и от единовременной выплаты пенсионерам пяти тысяч рублей в начале следующего года.
Чтобы эти меры доказали свою эффективность, правительство продолжит политику максимального сдерживания инфляции. "В текущем году она снизилась почти вдвое - с 15% в декабре 2015 года до 6,9% в августе 2016 года", - сказал Медведев. Тем самым кабмину удалось защитить от обесценивания зарплаты, пенсии, социальные пособия и другие выплаты. "Это позитивная тенденция, и ее надо поддерживать. Банк России планирует снизить инфляцию до 4% к концу следующего года и в последующем сохранять ее на этом уровне. Цель сложная, амбициозная, но очень важная для нашей экономики", - подчеркнул руководитель кабмина.
Не менее важно продолжить курс на удержание финансовой стабильности. Основные характеристики нового бюджета минфин рассчитал исходя из прогноза объема ВВП в размере 86,8 триллиона рублей. Доходы прогнозируются на уровне 13,4 триллиона рублей, расходы - 16,1 триллиона рублей. Дефицит, таким образом, прогнозируется в размере 2,7 триллиона рублей, что составляет 3,16% ВВП. Тем не менее, Дмитрий Медведев заверил, что такая разница безопасна для устойчивости финансовой системы и в целом адекватна нынешнему состоянию российской экономики. "Главное, что дефицит просчитан с учетом наших реальных возможностей по его финансированию и по обслуживанию государственного долга", - отметил премьер, предупредив, что действовать нужно крайне аккуратно, поскольку Россия, в отличие от некоторых государств, не может позволить себе постоянно жить в долг. Именно поэтому минфин предлагает провести бюджетную консолидацию и поэтапно снижать дефицит на 1% ВВП в год.
Более того, в следующем году кабмин рассчитывает восстановить рост экономики, в связи с чем на 2017 год предусмотрен резерв на поддержку приоритетных отраслей в 100 миллиардов рублей. "Мы не должны топтаться на месте и будем продолжать адресную поддержку ключевых отраслей: и промышленности, и сельского хозяйства. Причем, не разгоняя инфляцию, будем финансировать важнейшие инфраструктурные проекты", - пообещал Медведев. Если же возникнет острая необходимость, объем резерва будет увеличен. Правительство таким образом поддержит реальный сектор и простимулирует инновационную, инвестиционную и предпринимательскую активность, успехи которой должны лечь в основу восстановления экономического роста.
Позитивные тенденции в экономике позволят рассчитывать на дальнейшее снижение Банком России ключевой ставки. "Нужно сделать кредитные ресурсы более доступными. Низкие и стабильные процентные ставки позволяют более уверенно планировать бизнес и потребительские расходы, включая покупку недвижимости, образование, лечение. В этом году Банк России уже дважды снижал ключевую ставку. Рассчитываем на то, что экономическая ситуация следующего года позволит продолжить политику стимулирования кредитной активности", - сказал Дмитрий Медведев. Перед государством стоит задача создавать условия для того, чтобы сбережения становились инвестициями, не лежали, по образному выражению премьера, в чулках или банках, а работали на развитие экономики.
Именно поэтому правительство будет в максимальной степени поддерживать доверие к банковской системе. Кроме того, стимулирующие условия для развития бизнеса должна создавать налоговая политика. "Уже сформирована система налоговых стимулов для малого бизнеса и для индивидуальных предпринимателей, действуют такие механизмы, как территории опережающего развития, специальный инвестиционный контракт. В ближайшие годы мы продолжим их развитие", - пообещал глава кабмина.
Особое внимание будет уделяться наращиванию производственно-технологической кооперации внутри Евразийского экономического союза, чтобы создавать товары и услуги, которые ранее приходилось импортировать. Этот формат, по мнению Дмитрия Медведева, позволяет успешно преодолевать сложности, связанные с нестабильностью глобальной экономики и санкционным давлением. "Мы намерены в целом повысить конкурентоспособность и экспортные возможности компаний, которые работают в странах нашего союза", - сказал Медведев.
Правительство учло и нужды регионов, которые продолжат получать льготы по региональным инвестиционным проектам. Особенно это касается таких стратегически важных территорий, как Дальний Восток. Чтобы сделать региональные бюджеты более сбалансированными, кабмин предлагает иначе распределить налог на прибыль между субъектами и федеральным центром, ввести дополнительные требования к участникам консолидированных групп налогоплательщиков.
Алексей Репик, президент "Деловой России":
- Переход от однолетнего бюджета к трехлетнему благоприятно скажется на инвестиционных планах предпринимателей. Это послужит сигналом того, что российская экономика стабилизировалась, период макроэкономических шоков прошел.
Для бизнеса долгосрочный бюджет и четко сформированные приоритеты - всегда возможность создать платформу для роста.
Чем больше предсказуемости, тем больше шансов, что расходы бюджета на стратегически важные отрасли будут более эффективны, и что участвовать в реализации проектов будут российские компании.
Константин Корищенко, доктор экономических наук, профессор РАНХиГС:
- Глядя на параметры бюджета, можно сказать, что минфин придерживается заявленной политики и не наращивает расходы. В номинальном выражении они в проекте новой "трехлетки" практически не меняются, а в реальном выражении, с учетом инфляции даже уменьшаются.
Бюджет остается дефицитным, но комбинации средств резервных фондов, доходов от приватизации и заимствований вполне достаточно, чтобы его покрыть. Так что, в этом смысле бюджет сбалансирован.
Остается открытым вопрос растущих цен на нефть.
Если они поднимутся хотя бы до 60 долларов за баррель (в проект бюджета на все три года заложена цена в 40 долларов за баррель. - Прим. ред.), то либо будет введено в силу бюджетное правило, которое сейчас отложили до 2020 года, либо будут пересмотрены параметры бюджета.
Александр Калинин, президент "ОПОРЫ России":
- Минфин не пошел на радикальные изменения налогового законодательства России - увеличение НДС, повышение процентов по страховым взносам. В основном министерство выполняет поручение президента не повышать нагрузку на бизнес. Будет увеличена нагрузка на нефтяной и газовый сектор. Но нас не устраивает то, что для микробизнеса в проекте бюджета предусмотрено увеличение налоговой нагрузки. В этом году коэффициент-дефлятор по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) заморожен. Дело в том, что ЕНВД зависит от двух причин. Во-первых, от коэффициента-дефлятора, который устанавливается на федеральном уровне, а во-вторых, от коэффициента К2, который устанавливают сами муниципалитеты в размере от 0,05 до 1. В прошлом году на федеральном уровне заморозили ЕНВД, но большинство муниципалитетов увеличило коэффициент К2. Чего мы опасаемся в 2017 году? Во-первых, предлагается, чтобы федеральный коэффициент-дефлятор рос на 4 процента ежегодно. Но бюджеты муниципалитетов испытывают серьезную нехватку денег, поэтому у нас есть опасения, что они увеличат коэффициент К2, и таким образом рост будет двукратным. Кроме того, у микробизнеса социальные взносы зависят от МРОТ. Так вот он был существенно поднят. С одной стороны, это благо. Но социальные отчисления для бизнеса вырастут до двух раз. Получится тройное повышение фискальной и нефискальной нагрузки на микробизнес. ЕНВД - налог добровольный, люди просто уйдут на упрощенную систему налогообложения (УСН). Но если ЕНВД полностью зачисляется в муниципальные бюджеты, то УСН в большинстве регионов перечисляется в региональные бюджеты. Поэтому от жадности получится бедность. Муниципальные бюджеты потеряют больше, чем приобретут.
Константин Ордов, завкафедрой финансового менеджмента РЭУ им. Плеханова:
- Риск бюджета 2017-2019 состоит в сохранении его дефицитности. 2,7 триллиона рублей в 2017 году заставят минфин либо увеличить заимствования по относительно дорогим ставкам, либо способствовать скрытой денежной эмиссии. По итогам 2018 года от резервных фондов не останется и следа, что окажет колоссальное давление на рубль. Перспектива расширения санкций может отразиться на необходимости увеличения дефицита бюджета для помощи корпоративному сектору, который имеет гораздо большую внешнюю задолженность и снижающуюся экономическую активность на внутреннем рынке. Как ни парадоксально, но, с другой стороны, именно дефицит бюджета и является положительным сигналом для экономики. Отказ от резкого сокращения госрасходов в пользу поддержки платежеспособного спроса через социальные расходы и сохранение государственного заказа способны наконец-то дать почувствовать экономике дно, от которого хотя бы можно оттолкнуться. В условиях ограниченных ресурсов и желания минфина заимствовать внутри страны
может сложиться дефицит инвестиционных средств для частного бизнеса, а это сделает малоэффективным все траты бюджета.
Подготовили: Юлия Кривошапко, Елена Березина