17.10.2016 20:08
Поделиться

Учитель года Шагалов: Классиков надо читать, ощущая шелест страниц

В своем эссе абсолютный победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2016 - преподаватель русского языка и литературы средней школы N 7 города Армавира Александр Шагалов написал: "...Я не сомневаюсь, что учитель - одна из самых главных профессий, но сомневаюсь в себе. Каждый день прохожу через горнило сомнений: интересный ли у меня урок, смог ли воспитать в ребенке чувство доброты, отзывчивости, патриотизма, честности. Думаю, на вопрос, какой я учитель, сам смогу ответить не через год, два или три, а через десятки лет. Когда увижу своего ученика и посмотрю в его глаза. И все пойму..."

Ему всего 26. Самый молодой из участников конкурса. Армавирскую государственную педагогическую академию окончил всего четыре года назад. Но все, кто бывал на его уроках, кто наблюдал, как он общается с детьми, убеждены: учительство - его призвание. Ну а сам Александр окончательно понял это только после первой педагогической практики.

- Сначала хотел быть адвокатом, потом заняться археологией, историей, - признается честно. - Интерес к древним культурам жив до сих пор, но литературу люблю больше. А русский язык, в котором заложена потрясающая пластика, вообще дает огромные возможности для творчества. Еще в школе начал писать стихи, рассказы, поэтому и решил поступать на филфак.

По мнению Сашиной мамы, литературный дар сыну достался в наследство от прадеда.

- Его звали Михаил Иванович Литвинец, - рассказывает Ольга Викторовна. - Он писал стихи, рассказы, печатался. А по профессии был учителем русского языка и литературы, работал завучем школы. Бабушка там же преподавала математику. Дед в 41-м добровольцем ушел на фронт, а через несколько месяцев пришла похоронка. Мы долго разыскивали могилу деда и только недавно выяснили, что он похоронен в братской могиле в городе Сальске. Бабушка после его гибели прожила почти 30 лет, троих детей воспитала. Стала отличником народного образования. В семье всегда был культ деда, на его примере детей и внуков воспитывали.

Александр Шагалов пообещал своим ребятам: над советами для министра будем думать вместе

На стене в Сашиной комнате висит пожелтевшая от времени фотография, сделанная в 1939 году. На ней запечатлен прадед, принимающий экзамены в старших классах. Рядом - он же в армейской пилотке. Единственный снимок военных времен. Саша увеличил его и второй год выходит с ним в армавирскую колонну "Бессмертного полка". А в конкурсной анкете написал: "Если есть во мне педагогические и литературные способности, то они достались мне от прадеда".

Сейчас лучший учитель России ведет уроки сразу в нескольких классах - 7-м, 8-м и выпускном - 11-м. К ЕГЭ поначалу был настроен скептически.

- Поменял свое мнение после того, как тесты переработали. Они, конечно, рассчитаны на человека думающего, а не на неуча. Так что все справедливо, - говорит Александр Шагалов. - Но надо думать над созданием более объективной оценки качества образования. Потому что только ЕГЭ и ОГЭ - это не показатель качества. Нужно, чтобы было еще что-то. Ну а детям важно донести, что от качества образования напрямую зависит качество их дальнейшей жизни. То, что у нас внутри, и то, что мы вынесли из школы, то мы и передадим в общество. Какие ученики, такое и наше общество.

Сам он не намного старше своих учеников, возможно, поэтому легко находит с ними общий язык. Ему понятны их интересы, хотя, признается, не только он их учит, но и сам у них порой учится. Например, использованию гаджетов. Большинство коллег с ними борются: ведь школьники даже на уроках играют, но Александр решил не бороться с тягой детей к Интернету, а использовать ее в благих целях.

- Мы сразу договорились о правилах хорошего тона: отключить звук на смартфонах, чтобы не мешал работать, - рассказывает учитель года. - Вспоминаем о мобильной технике, когда это нужно для дела. Например, учу их находить нужную информацию. Ну а для 7 "Д", где я являюсь классным руководителем, в одной из популярных социальных сетей создал группу для общения. Там вывешивается расписание, домашнее задание, список литературы и другая полезная информация. Проект создал я, а продолжают и поддерживают его уже сами дети. Я, конечно, тоже участвую в дискуссиях, иногда предлагаю обменяться мнениями по тем или иным вопросам. Например, после урока о творчестве Бориса Самойлова предложил ребятам посмотреть записанную еще в советские времена встречу с поэтом в "Останкино".

В современном мире нужно быть мобильным, но нельзя отказываться от накопленного опыта. Поэтому, считает Александр Михайлович, виртуальный мир и электронные книги никогда не вытеснят печатную литературу.

- Классиков надо читать, ощущая шелест страниц. А чтение, особенно классической литературы, учит человека думать, сопереживать, делиться радостью и принимать чужую боль. Читающего человека всегда можно отличить по грамотной речи и умению излагать свои мысли. Тут очень важен личный пример. В моем доме всегда было много хороших книг, читая которые я чувствовал сопричастность к чему-то важному. Ведь язык формирует нацию, в нем заложен огромный духовный потенциал. А русская литература, подарившая нам ярчайшие художественные образы, по величине заложенного в ней опыта не имеет себе равных ни с одним из видов искусств. Вот почему я считаю свой предмет самым главным в школьной программе и стараюсь привить детям любовь к чтению.

На своей страничке в Интернете Александр Шагалов много размышляет о смысле жизни и сути выбранной профессии. Его кредо: посредственный учитель излагает, хороший - объясняет, выдающийся - показывает, великий - вдохновляет. Поэзия, которой увлечен, помогает познать себя и время, подвести итог духовным исканиям и примирить собственные противоречия. Ученики знают, что их учитель пишет стихи, но сам он читает им не свои, а чужие строки. А чтобы помочь глубже погрузиться в атмосферу времени, в котором жили творцы, предлагает послушать их голоса.

- Записи авторского чтения создают образ живого поэта, человека, личности. Голос писателя раскрывает глубинный смысл написанного им произведения. Ну а я рассказываю интересные факты из жизни и творчества авторов.

На уроках они говорят не только о литературном творчестве, но и о жизни.

- Бывает, задают такие вопросы, что трудно найти на них ответ. Но говорить нужно всегда правду, иначе рискуешь потерять доверие. Многие ругают современную молодежь, утверждая, что "в наше время все было по-другому". На самом деле современные дети просто испытывают недостаток внимания со стороны родителей, им не хватает общения. Ругать современную молодежь незачем и не за что. Они просто другие. Быстро схватывают знания, легко переключаются во время урока, однако память часто оказывается кратковременной. Возможно, это связано с большим потоком информации. Поэтому надо просто учить ребят отбрасывать все ненужное и оставлять для себя полезное. Это сложный процесс, с которым не каждый взрослый успешно справляется. У нас, мне кажется, выходит.

После победы в конкурсе учитель словесности из Армавира становится на целый год общественным советником министра образования России. Ученики Шагалова переживают, что их любимого учителя могут забрать в Москву. Но он успокоил: "Никуда уезжать не собираюсь, пообещал он своим ребятам. - А над советами для министра будем думать вместе. Ведь они даются прежде всего для вашего блага".