С учетом тех изменений, которые предлагает Минфин на следующий год, цены на бензин на внутреннем оптовом рынке способны вырасти на 8,6 процента, стоимость дизельного топлива может подскочить на 14,4 процента, а мазута сразу на 29,2 процента, рассказали "Российской газете" эксперты в кулуарах форума "Российская нефтегазовая отрасль: состояние и тенденции".
"Конечно, сразу на бензоколонках цены расти не будут, всегда есть лаг в 2-3 месяца. Но рост будет", - предупредил о негативных перспективах менеджер группы прогнозирования и анализа Thomson Reuters Александр Шкурин.
Однако, подчеркнул он в разговоре с корреспондентом "Российской газеты", стоимость топлива в розничном сегменте у нас регулируется и ограничивается самыми разными путями, в том числе и административными методами. Поэтому все-таки не стоит ожидать роста цен на топливо в следующем году выше уровня официальной инфляции. А она по базовому варианту прогноза минэкономразвития, в 2017-2019 годах может стабилизироваться на 4 процента.
Однако серьезное повышение цен на топливо в оптовом сегменте вместе со сдерживанием роста в рознице, считает Александр Шкурин, может вызвать серьезные проблемы.
"Они возникнут у независимых нефтегазовых компаний, которые покупают топливо на бирже, или у более крупных производителей. В результате роста цен в опте и необходимости сдерживать их в рознице доходы у независимых упадут", - считает Шкурин. Следовательно, можно ожидать, что недополучение прибыли каким-либо образом переложат на потребителей.
Обсудили эксперты и возможную заморозку добычи нефти. Здесь у экспертов довольно пессимистичные ожидания.
Когда рынок убедится, что никто дальше словесных интервенций идти не хочет, все переключатся на изучение физического баланса на нефтяном рынке, предвосхищает развитие событий главный редактор Thomson Reuters по товарным рынкам Александр Ершов. "А он таков, что избыток нефти весьма велик, хранилища заполнены под завязку. И тот рост спроса, который предполагается в 2017 году, эти самые хранилища не опустошит. С чего тогда расти нефти?" - интересуется он.
Экспертное сообщество уже фиксирует интересные моменты, продолжил эксперт. "Возьмем, например, главного "законодателя мод" в ОПЕК - Саудовскую Аравию. Говоря о своем сокращении добычи, она оперирует цифрами, похожими на сезонные ограничения, которые в результате саудиты и так сделали бы", - делится своим наблюдением Александр Ершов.
Поэтому принципиальным остается вопрос - возьмут ли страны на себя твердые обязательства об ограничении добычи? Особенно если учитывать, что нефтедобывающие государства даже в условиях низких цен не готовы терять свою долю рынка, исходя из того, что в распределении ресурсов должен сохраниться статус-кво.
Что же до России, то технологически сокращение добычи для нас возможно. "Поэтому главный вопрос не к нефтяникам, а к минфину, так как чем меньше мы добываем нефти, тем меньше денег в бюджете от пошлин, акцизов и налога на добычу полезных ископаемых. Хотя в целом Россия уже довольно однозначно высказалась за это решение", - резюмирует эксперт.