Неисправный теплоход заякорен прямо на магистральном участке реки - в ста метрах от острова Карантинный. Отбуксировать судно в безопасное место силами спасателей невозможно. "Капитан Белодворцев" не может войти в протоку Шама-косул, ведущую в порт Лабытнанги. Уровень воды на перекате составляет всего 110 сантиметров. Шесть членов экипажа судна вместе с капитаном голодают и замерзают. Температура в каютах не поднимается выше четырех градусов. В отчаянии речники обратились за помощью к журналистам.
- У нас осталось всего 100 литров дизельного топлива, - сообщил "РГ" капитан теплохода Виктор Пономарев. - Мы включаем генератор один раз в день на полтора часа - чтобы немного согреться и приготовить обед. Однако запасы провизии подходят к концу. Остались только печенье и сушки - продержимся еще два дня. Спим в ватниках и ушанках. Все члены экипажа сильно простужены.
Ямальские спасатели предложили речникам оставить судно и эвакуироваться.
- Мы прибыли на лодке за экипажем, но капитан и матросы наотрез отказались покидать теплоход, - рассказал "РГ" представитель ГУ МЧС России по ЯНАО Иван Скиданов.- Мы готовы эвакуировать их в любую минуту, как только они будут к этому готовы.
По словам капитана Пономарева, бросить судно на произвол судьбы не позволяет речной кодекс и совесть.
- Нам необходимо дизельное топливо, чтобы продержаться всего одну неделю. После этого вода в протоке должна подняться, и теплоход смогут отбуксировать в порт.
В настоящее время правоохранители выясняют, каким образом речники оказались на внешнем рейде Салехарда без топлива и продуктов. "Капитан Белодворцев" принадлежит омской компании "Север". Она находится в стадии банкротства. В отношении бывшего президента было возбуждено уголовное дело. Уже четыре месяца экипаж судна не получает зарплату. Определением арбитражного суда временным управляющим "Севера" назначена Оксана Попова. Она категорически отказалась прокомментировать "РГ" сложившуюся ситуацию.
Однако, по данным правоохранителей, у компании нет средств на то, чтобы отбуксировать судно в порт и забрать экипаж домой. Погрязшему в долгах "Северу" отказывают в займах. Проблемы у "Капитана Белодворцева" начались еще год назад. В октябре 2015 теплоход сломался во время экстренной доставки груза в северный поселок Гыда.
- Компания приняла решение оставить теплоход на зимовку на реке Гыда вместе с грузом на борту, - рассказала "РГ" старший помощник Уральского транспортного прокурора Лиана Ергашева.
В июне этого года "Север" отправил на теплоход бригаду для ремонтных работ. Однако починить судно так и не удалось. В августе "Капитана Белодворцева" на буксире доставили в порт Сабетта для разгрузки. После того как собственник груза забрал свои долгожданные буровые трубы, не рассчитавшись за их доставку, теплоход встал на прикол.
- Полтора месяца мы были вынуждены побираться по судам, - рассказывает Виктор Пономарев. - Кто-то давал нам муку, кто-то крупы. Благодаря взаимовыручке команде как-то удалось продержаться все это время. Практически ежедневно мы выходили на связь с конкурсным управляющим. Но она просила нас держаться дальше - говорила, что ищет деньги, но никак не может найти.
Несколько дней назад "Север" принял решение отбуксировать "Капитана Белодворцева" на очередной отстой в порт Лабытнанги. Но теплоход-спасатель не смог протащить его через перекат, и многострадальное судно бросили прямо на реке.
- Новоуренгойская транспортная прокуратура начала проверку ЧП, после которой будет дана правовая оценка действиям ответственных лиц, - сообщил "РГ" заместитель транспортного прокурора Вячеслав Строд.
- На борт теплохода поднималось уже несколько различных комиссий. Чиновники нам сочувствуют и говорят, что понимают, в какой бедственной ситуации мы оказались. Но никто из них даже не догадался привезти нам хотя бы немного продуктов, - сетует капитан. - А ведь теплоход находится всего в трех километрах от берега.