Обманчивая тишина двора школы настораживает, но стоит переступить порог парадного входа - и от шума закладывает уши. Перемена, река школьников стремится по коридору в обе стороны. С началом урока становится тихо, только где-то в кабинете дети задорно и громко, иногда совсем мимо нот поют хором.
Вот и класс девчонок: на этом уроке они неспешно танцуют с большими желтыми листьями в руках.
- Нравится вам учиться без мальчишек? - спрашиваю.
- Да! - громко отвечают они. - Никто за волосы не дергает!
Их классный руководитель Светлана Макарусь говорит, что они довольны таким разделением - мальчишки не задираются и не мешают заниматься своими делами.
- Девочки к мальчикам в гости не ходят, - говорит она, - а вот они к нам - постоянно. Идут мимо двери и тайком заглядывают. Мы собираемся к ним с визитом, правда, еще не придумали повод. 23 февраля точно что-то устроим.
В классе уютно и по-душевному тепло: столешницы у парт розового цвета, а на стене изображено огромное дерево. Первоклассницы на уроках и после них плетут браслеты и кольца из бисера, собирают листья для гербариев. Словом, атмосфера творческая.
- За полтора месяца сделать выводы сложно, - продолжает Светлана, - но различия в поведении и учебе в классах есть. Девочки усваивают информацию быстрее, я не отвлекаюсь на замечания. У них больше концентрации и старательности. Они хотят быть лучше всех, но не соперничают внутри коллектива. Им нравится придумывать маленькие традиции: например, приносить в класс мешок конфет и устраивать церемонию угощения.
- Девочки к нам не ходят в гости, потому что у них есть сладости, а у нас нет, - говорит классный руководитель класса юных джентльменов Татьяна Алдушина. - Мои возвращаются с полными карманами конфет!
Директор школы Елена Хавченко жалеет, что не получилось сделать все идеально - найти классного руководителя-мужчину. Но с таким преподавателем, как Татьяна, они под контролем. Через строгий голос и твердый взгляд то и дело прорываются улыбка и смех: поначалу кажется, что дети не слушают учителя, но она управляет этой суматохой. Несколько секунд - и ребята окружили Татьяну, чтобы корреспондент сделал фото.
Мальчишкам нужно освобождать энергию, потому в программе занятий есть построение и маршировка, подвижные командные игры. Ребята много гуляют и постоянно ходят на экскурсии - на Неаполь Скифский и в Крымский федеральный университет. Им рассказывают о гражданском долге, воспитывают патриотизм, недавно приглашали в гости ветерана Афганистана.
В этом классе о разделении тоже никто не жалеет, пока детям все нравится.
- Скучать по девочкам некогда - у нас есть Лего! - смеется Татьяна. - В творчестве пытаемся не отставать.
Елена Хавченко говорит, что спрос на раздельные классы оказался велик, родители охотно соглашаются отдать туда детей. Вместо двух первых в этом году сформировали четыре. Будут ли набирать подобные еще, зависит от результатов эксперимента.
- Программа у мальчиков и девочек ничем не отличается, - говорит Елена Хавченко. - Разные - методы обучения и интенсивность. Например, каждые 10-15 минут внимание мальчиков надо переключать на что-то новое, им рекомендовано больше двигательных упражнений во время уроков.
- Недавно они с родителями высадили напротив школы туи, - продолжает она. - Чтобы вырастить мужчину, а не инфантильного мальчишку, нужно показывать ребенку перспективы.
"Перегибы", по мнению администрации, исключены, потому что школа - живой организм - дети общаются друг с другом на переменах, они не изолированы. Пока что задача-максимум - довести эксперимент до конца начальной школы.
Главный республиканский внештатный детский психиатр Ольга Потапенкова считает, что разделение на два коллектива именно в этом возрасте как раз чревато последствиями.
- Возможно, некоторые родители считают, что в разделенных классах дети будут находиться в более комфортных условиях, - говорит она. - Эту систему отменили в советских школах около 60 лет назад, и особых нареканий ни у кого не было. Сейчас будет полезно отследить, как раздельное обучение повлияет на современных детей. В 7-8 лет у них наступает так называемый "второй психологический кризис", он совпадает с приходом в школу. В это время у ребенка формируются связи с обществом, он осознает себя членом коллектива, задумывается, как вести себя с одноклассниками и взрослыми, получает представление об ответственности. Из-за разделения круг его общения будет формироваться сложнее. Надо реально смотреть на мир, современная жизнь идет в быстром темпе. Знаний - много, школьная программа очень насыщена.
Февзи Якубов, ректор Крымского государственного инженерно-педагогического университета, доктор технических наук:
- Не надо заниматься ерундой. Я считаю, что надо тщательнее заниматься содержанием образовательного процесса, а не изменением форм обучения. Мальчики и девочки все равно будут тянуться к друг другу, а качество образования этот эксперимент не повысит. Мало того, в смешанном классе мальчики и девочки, стараясь понравиться друг другу, часто стремятся лучше учиться и получать более высокие оценки. Я сам в школе учился в мальчишеском классе и помню, как мы страдали по девчатам. К великому сожалению, в современной системе школьного обучения давлеет каста чиновников от образования. Они увлеченно выбирают лучшего классного руководителя, лучший дневник, лучшую тетрадь, а содержанием образования не занимаются. Вот поэтому в 1950-1960-е годы школьники лучше знали физику и математику, чем сейчас.
Тем временем
В Симферополе в школе-лицее №10 им. Э. К. Покровского 22 мальчика и 10 девочек произнесли торжественную клятву Казачьего войска и стали учениками первого в Крыму казачьего класса. Помимо обычных дисциплин дети изучат историю казачества и православия, пройдут огневую и строевую подготовку, а также научатся верховой езде и танцам. До конца года в Крыму планируют открыть 10 казачьих классов.