Для 82-летнего барда это очередное "подведение итогов". Подобным он занимается вот уже с десяток лет - начиная с того момента, как возобновил приостановленную было музыкальную карьеру. А если учитывать, что канадец - по его же недавним словам - собирается "жить вечно"... В общем, вполне вероятно, его баллады о "последних приготовлениях" смогут послушать и наши далекие потомки, долетевшие до Марса, покорившие другие звездные системы и добывшие-таки какой-нибудь сказочный эликсир.
Но - шутки в сторону. В текущем году мир музыки понес пару тяжелых потерь. Не стало Дэвида Боуи и Лемми, казавшихся бессмертными. Поэтому Коэн - патриарх современной поп-сцены, с молодости не привыкший торопиться и не склонный к излишней экспрессии - со своим You Want It Darker подоспел как раз вовремя. Как будто чтобы доказать: кое-кто из ветеранов все еще не просто в строю и в здравом уме, а на пике творческой формы. Его низкочастотный спокойный голос снова действует, подобно сильному болеутоляющему или ноотропу. Своими рассуждениями о вечном наводит порядок во взбудораженных сознаниях, забитых мусором повседневности.
Темы - привычные для него еще с конца шестидесятых. Любовь и смерть. О первой дедушка Леонард, давно достигший пенсионного возраста, умеет петь убедительнее и сексуальнее большинства пылкой молодежи. О второй говорит со вдумчивостью древнего мудреца, полностью смирившегося с конечностью всего сущего. А то и с ироничной безмятежностью - надо признать, несколько пугающей, но позволительной человеку, проведшему несколько лет в буддийском монастыре. Глубина в обоих случаях - доступная единицам.
Некоторые вещи вообще больше похожи даже не на исповеди, а на религиозные гимны и прямой диалог - а иногда и интеллигентный спор - со вселенским разумом. В стартовой - хор монреальской синагоги и повторяющееся слово Hineni ("Я здесь", - отвечал Богу праотец Авраам). В одной из финальных - рассказ об отлетающей душе, последнем сердцебиении, заключительном взгляде на "руины алтарей и супермаркетов, творение и грехопадение".
Именно рисуя "дорожную карту" ухода в мир иной и "флиртуя с могилой" (если можно так сказать), Коэн - и без того величайший поэт-песенник современности (не в обиду нобелевскому лауреату Дилану) - порой прыгает выше своей убеленной сединами головы. Из обычных английских слов и несложных рифм он конструирует насыщенные отсылками и цитатами строфы. При этом воспринимать You Want It Darker можно и на чисто эмоциональном уровне - с волшебным баритоном в качестве инструмента.
Помогает и отличная музыка. Ей на этот раз занимался сын Коэна - Адам. Выбор продюсера, пожалуй, идеальный. Зная вкусы отца, он подобрал для этих сумрачных речитативов аранжировки сколь насыщенные, столь и минималистичные. На стильный сабвуферный бит наложены клезмерные скрипки, где-то появляются вкрапления заторможенного фламенко и темного кабаре, электроорган гудит в миноре, женский бэк-вокал красив и ненавязчив, заканчивается все изумительной струнной репризой. Большего и не требуется.
Общий эффект от сочетания всего этого с текстами - магический. Как вы уже поняли (и как обещано в названии диска), магия в данном случае - темная. Хотя темнота здесь не равна мизантропии и уж точно не пугает. Она, скорее, способствует философским размышлениям. Как ни крути, сумерки жизни - время для них самое подходящее. Особенно если самому мыслителю, помимо прочего, удалось сохранить к старости свои лучшие качества - джентльменскую элегантность, стоицизм и фирменный суховатый юмор. А в каком-то смысле их еще и приумножить. Это, наверное, и есть признак гения.