Мы все друг другу что-то советуем, но очень часто делаем это ради себя, не пытаясь разобраться в том, что действительно волнует человека. Вы пытаетесь научить нас помогать другим людям, а заодно и себе?
Андрей Максимов: К нам постоянно кто-то приходит за советом - муж, жена, подруга, чужой человек в транспорте и рассказывает о проблемах с самим собой, с дочкой, с сыном... По сути, мы все - сто процентов людей - становимся психологическими консультантами, но никто не учит нас, как помогать людям, оказавшимся в трудной ситуации. Вы правы: мы тут опираемся только и сугубо на свой опыт, что неверно: Господь - Штучный Мастер, и то, что хорошо одному, будет плохо другому. Когда я понял, что нужна некая универсальная система, стал работать над психофилософией - системой, которая помогает людям помогать другим людям и одновременно учит к себе относиться как к другому человеку и помогать себе.
Вы - телеведущий, режиссер, писатель... И вдруг психология.
Андрей Максимов: Я не считаю себя психологом, я психофилософ. У каждого человека своя психика, и мы понимаем, что с ребенком и стариком надо говорить по-разному. Но часто забываем, что у человека есть еще и своя философия. Один считает, что надо жить ради семьи, другой - что самое главное в жизни карьера. Для одного важно ездить на "Мерседесе", а для другого нет. Психофилософ рассматривает человека с двух этих позиций - психологии и философии. Психофилософия выросла из моих телепередач, книг по психологии, которые я прочитал, и самых разных вопросов, с которыми ко мне подходили люди после моих лекций по общению.
Я очень люблю свою телевизионную работу. Мне повезло, что много лет занимаюсь на телевидении только тем, что беру интервью. Телеинтервью - невероятная, ни с чем не сравнимая школа познания людей. Я продолжаю учиться в этой школе, и это оказывает огромное влияние на меня самого и все то, чем я занимаюсь.
Психофилософия старается объяснить людям, что надо делать, когда к вам приходит человек в трудном состоянии (это замечательное определение принадлежит выдающемуся русскому психологу Л. Гримаку). Например, для начала имеет смысл помочь ему осознать его желания и понять, почему они не реализуются. Потому что он не может их реализовать или не понимает, как это можно сделать. Помочь человеку осознать, что он сам отвечает за свою реальность. Объяснить человеку, что, только изменив свои привычки, - а это очень трудно! - можно изменить свою жизнь. И так далее.
То есть помочь человеку осознать свою жизнь непременно в позитивном ключе. Это непросто, но возможно. Один из главных принципов психофилософии: в жизни человека никогда нет тупика, но всегда есть горизонт.
Существенная часть психофилософии - это психофилософское воспитание, которому посвящено несколько моих книг.
Взрослым людям часто сложно найти общий язык друг с другом, но еще сложнее наладить общение с собственным ребенком. Как же не стать врагом своим детям?
Андрей Максимов: С точки зрения психофилософской педагогики младенец - идеальный человек. Он не умеет манипулировать: хочет плакать - плачет, хочет есть - требует еды, поел - уснул... Человек рождается, и, извините за пафос, в нем есть только Бог. А дальше на него начинает наступать социум, и в нем начинают бороться божественное и социальное. Социальное всегда побеждает. Вопрос, до какой степени социальное уничтожит все божественное в человеке. У вас есть дети?
Два мальчика: семь и три года.
Андрей Максимов: Тот, которому три, сейчас испытывает сложнейший переходный период в жизни, гораздо более сложный, чем тот, который будет в 14 лет. Для ребенка до трех-четырех лет весь мир - это мама. И вдруг выясняется, что помимо мамы есть еще другой мир, с которым надо выстраивать отношения. А это очень трудно. Хорошо, если мама помогает, а если нет?
У родителей есть две главные задачи: защищать ребенка и помочь ему найти призвание.
Я вижу, что моим детям нравится, но как понять, в чем их призвание?
Андрей Максимов: Вы же любите своих детей. Но любить - это не только целовать в макушку. Психофилософская педагогика утверждает: любить - значит уметь ставить себя на место ребенка. Укладываете рано спать, кормите ребенка не вкусно, а полезно - каждый раз представляйте себя на его месте. Если не получается, значит, с любовью проблемы.
Надо также дать ребенку некоторое меню возможностей и наблюдать за тем, что ему интересно (это редко бывает что-то одно), а затем постараться ставить перед ним более сложные творческие задачи. Нравится рисовать деревья, предложите нарисовать портрет, нравится играть в мяч, отведите в футбольную секцию. Если это его дело, новая задача возбудит азарт. Если не его - лень.
Вчера ему нравилось ходить на футбол, а сегодня он предпочел секции компьютер.
Андрей Максимов: Один раз захотелось поиграть на компьютере - не вопрос, если два или три - значит, выбрали не то дело. Когда мы находим то, что действительно интересно, оно так сильно захватывает, что на компьютер не остается времени. Но родители должны помнить, что ребенок имеет право на ошибку. То есть слова "я весь прошлый год платила за то, чтобы ты ходил в секцию по футболу, а ты теперь решил заниматься плаванием" - бессмысленны. Он не из вредности так поступил, а потому что попробовал и понял, что это не его.
Детям надо объяснять, что призвание - это то, что направлено на других. Поэтому играть в компьютерные игры не может быть призванием, а делать компьютерные игры - может.
Но ребенка надо рано уложить, иначе он утром не проснется, и кормить его только конфетами не получится. Да и порядок в комнате кто-то должен наводить.
Андрей Максимов: Родители должны проявлять силу, только когда это касается здоровья. А режим у каждого ребенка свой. И если вы заставляете его надеть шапку, потому что на улице холодно, объясните сначала, что если он выйдет без шапки, то заболеет. А комната ребенка - это его мир, и он имеет право устраивать его как хочет. Хочет хаоса, пусть будет хаос. Но если он этот хаос начинает устраивать в гостиной или на кухне, объясните, что это общий мир и в нем всем должно быть так, как комфортно для всех.
А когда в комнате два ребенка и один любит порядок, а другой хаос?
Андрей Максимов: Договариваться. Только так можно научиться понимать другого человека.
Воспитание, в сущности, это собственный пример и разговор. Если возникает проблема, не надо исходить из того, что ребенок - это недоумок, за которого надо все решить. К детям надо идти не с ответами, а с вопросами. Не говорить ребенку: "Делай уроки, иначе получишь двойку", а спрашивать: ты понимаешь, что будет, если ты не сделал уроки? Ты понимаешь, что если ты будешь разбрасывать вещи, это будет изводить твоего брата. Ты не любишь своего брата?"
Если мы идем к ребенку с вопросами, то даем ему возможность выбирать. А вот с этим проблема. Никто не учит ребенка делать выбор.
Сейчас родители стараются не только выбрать, но и сделать все за ребенка. Мой сын пошел в первый класс, так у нас мамы и портфели складывают, и домашнее задание записывают...
Андрей Максимов: Важен принцип: ребенок - это человек, а человек имеет право на ошибку. Он должен собрать портфель сам и забыть все главные тетрадки. И получить три двойки. Он имеет на это право. Зато больше он так делать не будет.
Никакого опыта, кроме собственного, не существует. Как Песталоцци отучал своего сына хватать предметы...
Знаю эту историю, я так отучила своих детей трогать утюг - дала немного обжечься.
Андрей Максимов: Это очень важная вещь, но ее нельзя доводить до абсурда. Прыгни с пятого этажа, и ты поймешь, что так делать нельзя, - так не надо. А что делают эти заботливые мамы? Изо всех сил пытаются сделать так, чтобы у ребенка ошибок не было. Так не бывает. Пословицу "на ошибках учатся" никто не отменял.
Как вы относитесь к наказаниям?
Андрей Максимов: Сестра Натали Пушкиной пишет своей сестре: "Какой Саша хороший отец! Он каждую субботу порет детей". Почему она так пишет? Да потому, что если порет - значит занимается воспитанием. В принципе, я против наказаний, но понимаю, если одного ребенка не наказывать, когда всех вокруг наказывают, то у него может возникнуть ощущение, что им не занимаются.
Но философ Иван Ильин говорил, что наказанный ребенок - это униженный ребенок. Как же так наказать, чтобы не унизить? Первое - наказанию должен предшествовать договор. Если сделаешь это, будет так. И второе - наказание ребенок должен себе выбирать вместе с родителями. Если сделаешь так, то четыре дня без гаджетов. Четыре много? Хорошо, тогда три. Это тоже неприятно, но не унижает человека. Мы договорились, а ты договор нарушил.
Да, по опыту знаю, это работает.
Андрей Максимов: Почему родители так не делают, да потому, что дать подзатыльник или поставить в угол проще. Но это не работает.
В вашей книге "Песталоцци XXI, или Книга для умных родителей" много советов, "как воспитывать и образовывать сегодняшних детей". Сегодняшние дети какие?
Андрей Максимов: Мы впервые в истории человечества попали в ситуацию, когда дети о чем-то знают больше, чем взрослые. Если у папы ломается компьютер, он идет к ребенку. Это значит, что взрослые должны сильно постараться, чтобы дети их уважали, ведь взрослых уважают за то, что они знают то, чего дети не знают. Но и взрослые сами должны уважать детей.
Современные дети очень свободные. Они могут задавать вопросы: я не понимаю, почему, зачем... Они не будут что-либо делать просто так, по приказу. Они живут в открытом мире. Каким бы разным ни был уровень достатка, все равно у огромного количества детей есть возможность поехать за границу. Сама по себе заграница тоже уже не вызывает дикого восторга, потому что премьера американского блокбастера происходит одновременно в Нью-Йорке и в Москве. Наши дети переживают из-за развода Джоли и Питта, потому что это их такие же знакомые, как Машков и Безруков.
Однажды мой сын, тогда ему было лет 11-12, приходит и говорит, что с нами будет жить его одноклассница. Оказывается, им задали читать "Витязь в тигровой шкуре", и мама сказала этой девочке: или ты читаешь книгу, или уходишь из дома. Девочка читать отказалась и на полном серьезе пошла собирать вещи. Это поступок современного человека - передо мной был выбор, и я выбрал.
К современным детям надо относиться очень бережно, потому что на них сваливается огромное количество информации, которую надо переварить. Дети всерьез начинают бояться третьей мировой войны. И это наша вина, родителей. Когда мы устраиваем все эти дискуссии по телевизору и показываем, как хорошо готовы наши бомбоубежища в программе новостей, мы не понимаем, что это смотрят дети и им страшно.
Можно личный вопрос: вам с вашими детьми удалось найти их призвание?
Андрей Максимов: С дочкой и с младшим сыном удалось. Сын уже в четыре года сказал, что хочет быть артистом. Были против все, кроме меня. Сейчас он учится в школе Константина Райкина, а руководители курса у него Кама Гинкас и Олег Тополянский. Понимаете, мы живем в такой системе, когда родители часто ищут не призвание, а институт. Дочка занимается кино, как и хотела.
С этим сложно поспорить. Ищем школу, институт, работу...
Андрей Максимов: Ко мне на консультацию чаще всего приходят люди, у которых детям 13-15-20 лет, и они не знают, чем заниматься. С другими проблемами тоже приходят, но с этими более всего. А ведь призвание - это то, что человек хочет делать более всего. Это не так сложно найти. Надо смотреть и стараться разглядеть. У Януша Корчака описана замечательная история. Мальчика спрашивают: кем ты мечтаешь быть? Он говорит - волшебником. Все начинают смеяться. А он продолжает: да я знаю, что буду работать в банке, как папа, но вы у меня спрашиваете, кем я мечтаю быть. Вот вы о чем говорите с детьми?
В последнее время все больше о занятиях и уроках.
Андрей Максимов: Есть два вопроса, которые родители всегда задают детям: "Как дела в школе?" и "Ты поел?". На первый вопрос всегда ответ - "Нормально", на второй - "Да". А есть масса вещей, интересных и важных детям, которые с ними не обсуждаются. Спросите у вашего трехлетнего сына: в чем смысл жизни? Я серьезно. Если он поймет, что вы не шутите, узнаете невероятные вещи, которые у вас в голове никогда бы не возникли.
Я спрашиваю у 12-летней дочки своей подруги: чем отличаются дети от взрослых? Она с ходу отвечает: "Понятно чем - у взрослых ничего не происходит, а у детей постоянно что-то происходит".
Но все самое интересное обычно происходит в школе, а родители об этом узнают только потом, и от учителя.
Андрей Максимов: У нас нет школы в полном смысле этого слова. Есть начальная школа с 1 по 4 класс, когда родители выбирают учителя, а не школу и где ребенок получает некоторое количество знаний. А с 5 по 11 класс он не учится ничему. В моем понимании школа, во-первых, должна научить учиться, показать, что учиться - это интересно, здорово и полезно. А во-вторых, должна помочь найти призвание. Если она не делает ни того ни другого, это не школа, а какое-то другое учебное заведение, которое я называю каторгой. Тот ритм, в котором живут наши дети, - запределен. Русский педагог Ушинский, основоположник научной педагогики в России, считал, что домашние задания - это ужасно. Ребенок, писал он, не должен оставаться один на один со знаниями. У него должен быть учитель, который поможет ему это все осознать.
А что у нас? Человек встает ни свет ни заря и идет в то место, про которое у него только одна мысль: "Я приду, а она сгорела!" Там он 7-8 часов занимается тем, что ему неинтересно. При этом каждый может ему сделать замечание - ты бегаешь, ты плохо одет, постригись, не надо краситься, зачем эти сережки, у тебя слишком короткая юбка. И после этого еще домашнее задание. Это запредельная жизнь! Родители должны понимать, что ребенок живет гораздо более сложной жизнью, чем они сами. Потому что, если ты, родитель, занимаешься нелюбимым делом, сам виноват. А ребенок занимается нелюбимым делом, потому что нет выхода.
Ребенок более всего нуждается в том, чтобы его защищали, помогали, любили и лелеяли. А вы отдаете своего ребенка, самого дорогого человека, чужому человеку - учителю, и 11 лет этот чужой человек почему-то становится для вас главным информатором. Он говорит: ваш ребенок ленив! - Ты почему ленишься? Ваш ребенок недисциплинирован! - Почему ты недисциплинирован? Это что за бред? Почему так не доверять собственному ребенку?
Мой сын как-то пришел из школы и сказал: "У меня учителя - дураки". Я пошел, проверил и сказал: "Да, сынок, ты был прав. Мы забираем тебя в другую школу". Я это к тому, что во всех конфликтах со школой родитель ни в коем случае не должен сразу становиться на сторону школы. Все требует разбирательства, и ребенок должен понимать, что мама и папа всегда его поймут и защитят.
В школе есть еще оценки, которые не всегда отражают реальный уровень знаний.
Андрей Максимов: Отметки созданы с единственной целью - унижать человека. Если бы отметки были чем-то хорошим и правильным, их бы использовали во взрослой жизни. Но у взрослых нет оценок, зато есть зарплата и премии, которые попробуй не дай. В Финляндии отменили оценки, и финская система образования стала одной из лучших в мире.
В книге "Как не стать врагом своему ребенку" я пишу о том, что, если хотите стать врагом собственному ребенку, примите сторону школы. Есть хорошие школы, но их мало. Учитель одной из таких школ рассказывал мне, как они разняли двух дерущихся мальчиков. Учитель подошел и спросил: "А зло сейчас где?" Драка сразу же прекратилась, дети задумались, и начался разговор.
Но какой бы хорошей ни была школа, если вы, родители, не занимаетесь своими детьми, ими не занимается никто. За счастье ребенка отвечают только его родители.