Как сообщается, пассажирский самолет оснащен двумя поворотными винтами на каждом крыле: они могут вращаться, как в вертикальном, так и в горизонтальном положении. То есть по-вертолетному - для взлета и посадки, а во время полета - по-самолетному. Согласно патенту, самолет собираются использовать на региональных коммерческих авиалиниях. Или как бизнес-джет.
Авиастроители разных стран уже давно пытаются совместить вертикальный взлет и посадку с возможностью полетов на высоких скоростях и большие расстояния. И эта идея уже реализована в военной авиации.
- Гибрид самолета и вертолета возможен, это доказано, - говорил в интервью "РГ" выдающийся авиаконструктор, дважды Герой Соцтруда академик РАН Генрих Новожилов. - Как самолет, он имеет крылья. Но на концах этих крыльев расположены два турбовинтовых двигателя с большими пропеллерами.
В качестве примера можно привести самолет V-22 Osprey.
Этот единственный серийно выпускаемый конвертоплан разрабатывался в США компаниями Boeing и Bell более тридцати лет. Главная фишка: его два двигателя, расположенные на концах крыльев в гондолах, поворачиваются почти на 98 градусов.
Вообще различные образцы самолетов-"вертикалок", разрабатывались, как правило, в одном или двух вариантах. По словам инженеров, фюзеляж в таких летательных аппаратах может быть расположен как вертикально, так и горизонтально. Но в обоих случаях не исключаются модели реактивные и с винтами. В нашей стране первым серийным самолетом вертикального взлета и посадки стал военный Як-38. А в 1991 году на авиасалоне в Ле Бурже настоящую сенсацию вызвало появление Як-141, который первым в мире среди машин такого класса преодолел скорость звука. Дальнейшим развитием мог бы стать Як-201 - его проектированием ОКБ имени Яковлева занималось в середине 90-х в инициативном порядке. Но проект так и остался лишь в эскизах. Ни до макета, ни тем более до "железа" дело не дошло.
Так сумеют ли когда-нибудь авиаинженеры "научить" взлетать и садиться вертикально пассажирский самолет? Кстати, в том, насколько велико это желание, могли убедиться зрители на недавнем авиасалоне в Фарнборо. Пилот японской авиакомпании показал невероятный трюк: поднял 254-тонный Boeing 787 Dreamliner на взлете почти вертикально. Выглядело захватывающе, но хорошо, что без пассажиров. Только как демонстрация возможностей техники.
Аналитики считают: перспектива заполучить для гражданской авиации "вертикалку", конечно, заманчивая. Ведь самолет тогда сможет садиться даже на самые короткие взлетно-посадочные полосы. Однако у такой технологии, если говорить не о военных самолетах, множество минусов. Возьмем хотя бы лопасти винтов, которые и помогают вертикально взлетать. Они не только поражают своими размерами, но и вместе с мощными двигателями создают невообразимый шум. Рассказывают: в свое время среди "вертолетных лайнеров"
появился очень неплохой аппарат, но вот его двигатели "били по ушам", даже когда он находился на расстоянии трех километров.
Среди других минусов - то количество топлива, которое при этом будет сжигаться, не оправдано не только для коммерческой, но и боевой авиации. Как ни крути, невозможно отменить и серьезное ограничение по скорости, которое идет от "вертолетной составляющей".
Тем не менее не так давно был зарегистрирован патент еще одного авиастроительного гиганта - корпорации Airbus, которая также занимается разработкой пассажирского "гибрида" с вертикальным взлетом и посадкой. Появилась и еще любопытная информация: в одной из статей на сайте Би-би-си говорится о планах европейской вертолетостроительной компании по разработке гражданского конвертоплана нового поколения в рамках проекта NGCTR (Next Generation Civil Tilt Rotor). В частности, приводятся слова Доминика Перри, редактора британского авиационного журнала Flight International: "Ожидается, что этот конвертоплан, рассчитанный на перевозку 20 человек с крейсерской скоростью около 500 км/ч, совершит первый полет в 2021 году". Проект частично финансируется Еврокомиссией.
Дойдут ли все эти проекты до "металла" - покажет время. Как правило, на практике от патента до реализации идеи расстояние может быть очень большим.
Но, похоже, предела конструкторской мысли нет. Скажем, тот же Airbus еще в прошлом году запатентовал самолеты со съемными кабинами. Принцип? В аэропорту прибытия весь салон с пассажирами снимается с самолета, а на это место ставится другой, заполненный новыми пассажирами. Считается, что это может значительно сэкономить время и для авиаперевозчиков, и для их клиентов.
Сразу два пожара на самолетах случились в выходные. После посадки в аэропорту Форт-Лодердейл у грузового MD-10 авиакомпании Federal Express загорелся левый двигатель. Едва экипаж покинул пилотскую кабину по аварийным канатам, раздался взрыв. А в Чикаго при взлете загорелся Boeing 767-300 компании American Airlines, который должен был лететь в Майами. На борту находились 161 пассажир и 9 членов экипажа. Во время аварийной эвакуации пострадали около 20 человек. Самолет получил значительные повреждения.
Как рассказал "РГ" генеральный директор МКАА "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко, информация о возможных причинах инцидента с Boeing 767-300 пока противоречива. Так, представители FAA сообщили, что при взлете лопнула покрышка. В авиакомпании информируют, что экипаж прекратил взлет из-за отказа двигателя. Однако некоторые источники в Чикаго сообщают, что при взлете самолет наехал на находившийся на полосе посторонний предмет, из-за чего сразу лопнули несколько покрышек. Их куски пробили расположенный в крыле топливный бак, что привело к серьезной течи топлива и его возгоранию.
- Исследователи установили, что при возникновении пожара у пассажиров есть лишь около 90 секунд, чтобы спастись, - замечает Сергей Мельниченко. -
После этого в баках взрывается топливо. Не все пассажиры об этом знают. У многих из них в ручной клади на полках находятся важные документы, паспорта, деньги, кредитные карты, телефоны, жизненно необходимые лекарства. И в критической ситуации, они, пытаясь спасти все это, упускают драгоценные секунды и погибают. Более того, зачастую блокируются аварийные выходы и создается угроза жизни другим пассажирам. Этого бы не происходило, если бы у каждого был надеваемый на шею герметичный пластиковый пакет, куда можно поместить самое необходимое. Такие приспособления, которые не горят и не пропускают воду, существуют.
К сожалению, лишь небольшое число авиакомпаний в предполетной информации сообщает о том, что в аварийной ситуации по надувным трапам самолет следует покидать без багажа и ручной клади. В некоторых государствах установлены даже штрафы нарушителям таких правил, а кое-где - вплоть до уголовной ответственности. Но в России еще предстоит большая работа по законодательному установлению ответственности за причинение угрозы для жизни других пассажиров
Но главное надо понять, что 90 секунд - это минимально реальное время для спасения, - подчеркивает Сергей Мельниченко.